Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
неаполитанской творческой школе оратория особенно близко подходит к опере, что
и неудивительно, поскольку над ней работают по преимуществу оперные
композиторы во главе с Алессандро Скарлатти или крупнейшие их учителя Гаэтано
Греко (учитель Джованни Баттиста Перголези и Леонардо Винчи) и Франческо
Дуранте (учитель по меньшей мере двух поколений ведущих итальянских оперных
композиторов). Но как ни определяла неаполитанская опера стиль оратории, известные
отличия между ними все же проступали. Оратория редко исполнялась
театрализованно. Авторы ораторий не располагали, как правило, театральными
возможностями, углубляли собственно музыкальное содержание своих произведений.
Отсюда в ораториях зачастую более развитое инструментальное сопровождение,
большая роль собственно инструментальных номеров, больший интерес к вокальным
ансамблям, большая серьезность самой фактуры, общего склада музыки.
Подобно
опере итальянская оратория, достигнув зрелости, проникла и в другие европейские
страны. Своеобразный филиал итальянской творческой школы образовался в начале XVIII века в Вене, где подолгу работали ее мастера:
виолончелист, капельмейстер и композитор Джованни Мария Бонончини (1642—1778),
капельмейстер и композитор Антонио Кальдара (ок. 1670—1736), теорбист и
композитор Франческо Конти (1682—1732) — все трое авторы опер и ораторий. В
Вене — придворном католическом центре — оратория приняла поначалу
торжественно-монументальный характер. Ее музыкальное оформление стало пышным,
грандиозным, несколько академичным, с большими полифоническими хорами,
увертюрами, с обилием концертирующих инструментов. Вместе с тем оратория здесь
в дальнейшем смогла обрести и большую музыкальную самостоятельность, большую
углубленность музыкальных образов.
Для
самой Вены, в перспективе ее дальнейшего музыкального развития, деятельность
итальянских композиторов того времени оказалась немаловажной. Они вжились в
музыкальную культуру
410
Вены,
именно через них лучшее из итальянского творческого наследия — итальянский
мелодизм, оперные и ораториальные формы, «предсимфоническая» увертюра — стало
достоянием венской музыкальной жизни. В Вене XVIII века итальянскую музыку уже превосходно знали и
любили. Вне связи с этим нельзя понять ни реформы Глюка, ни оперного творчества
Гайдна, ни, разумеется, великого новаторства Моцарта.
Предыдущая Следующая