Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Развитие
оратории в XVIII веке отнюдь не ограничено
Италией. Совершенно новую творческую трактовку получила оратория на английской
почве у Генделя и значительно позже — в Вене у Гайдна.
Распространяясь
в XVII веке по Европе, итальянская опера становится на время
своего рода образцом в процессе формирования ряда молодых национальных
творческих школ. Освобождение от этой зависимости отнюдь не везде проходит
легко: английская или гамбургская оперные школы, например, в разной мере завоевавшие
самостоятельность усилиями великого (Пёрселл) или крупного (Райнхард Кайзер)
художника, вскоре сдаются под натиском итальянских влияний. Лишь Франция XVII века, тоже не игнорировавшая итальянские образцы, вне
сомнений, создала свой собственный оперный стиль, легко опознаваемый, определенный,
отличный от итальянского. Как это ни удивительно, французское оперное
искусство с первых его шагов ярко представило национальную школу, черты которой
сказывались затем на протяжении столетий, хотя она, разумеется, не
останавливалась в своем развитии.
Французская
опера созревала в 1670—1680-е годы в Париже не наподобие римской, венецианской или
неаполитанской оперных школ с их местными особенностями, а как искусство общенационального
значения, единое, так сказать, централизованное по сути и по духу. Стиль
французской оперы сложился в классическую пору абсолютизма, когда культуре и
искусству Парижа придавался большой государственный смысл. Центростремительные
тенденции французского государства, быстро крепнувшие в борьбе с феодальной
раздробленностью, выдвинули столицу Франции в ее культурной миссии именно как
единый центр страны — и в этом заключалось важное отличие Парижа от Рима, или
Флоренции, или Венеции, или Неаполя. Сила молодого оперного искусства,
начавшего свой путь в Париже, заключалась в первую очередь в его глубокой
французской основе. Ограниченность этого искусства, на которую нельзя закрывать
глаза, была обусловлена его большой, непосредственной зависимостью от двора
абсолютного монарха, даже от личных пожеланий и вкусов Людовика XIV.
Предыдущая Следующая