Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Всего
пятнадцать неполных лет оперной деятельности Люлли (1672—1687) уже определили
художественный облик французской оперы. Это не могло бы произойти, если б в
процессе
411
формирования
нового жанра не было твердой опоры на ранее развивавшиеся и типичные приемы
французского искусства в других его областях: в классической трагедии с ее
эстетической концепцией и исполнительским стилем, во французском балете, над
которым уже испытал свои силы Люлли, в «air de cour»
(камерный вокальный жанр во Франции XVII
века), наконец, в песенно-танцевальных бытовых традициях.
К
началу 1670-х годов французская классическая трагедия достигла полной зрелости
стиля. Были созданы почти все трагедии Корнеля и ряд лучших трагедий Расина
(«Андромаха», 1667; «Британник», 1669; «Береника», 1670). В театре сложилась
определенная школа трагедийной игры, для которой стали характерны и особая
манера поведения актеров на сцене, и особый тип приподнято-патетической
размеренной декламации. Известно даже, что Люлли в своем оперном речитативе
стремился подражать, в частности, выдающейся трагической актрисе того времени
Мари Шаммеле, наблюдая за тем, как именно она декламировала (в
интонационно-ритмическом смысле) на сцене текст своих ролей. Постоянный
либреттист Люлли Филипп Кино принадлежал к школе Корнеля. Все, казалось бы,
включая рационалистическую композиционную стройность пятиактной трагедии в
духе Буало (кстати, его трактат «Поэтическое искусство» был завершен в 1674 году),
сближает оперное искусство Люлли с театром Корнеля — Расина. Однако иные истоки
оперного творчества Люлли восходят к традициям не трагического, а скорее
декоративного и зрелищного театра с его изобразительно-динамическими особенностями
во Франции с конца XVI века.
Французский
придворный балет ко времени Люлли уже имел свои традиции. Историю балетных
спектаклей во Франции принято начинать с постановки в 1581 году «Комического
балета королевы». Однако балет этого типа, соединявший танцы с сольным и
хоровым пением, был в свою очередь подготовлен многочисленными придворными
представлениями с музыкой, особенно характерными для эпохи Ренессанса. Оказали
свое воздействие на музыкальный склад «Комического балета королевы» и
поэтико-музыкальные идеи Антуана де Баифа и основанной им «Академии музыки и
поэзии». Стремление подчинить музыку только поэтическому размеру и
распространить это даже на танец, связав его с песней, — все это вытекало из
антикизирующих поэтических опытов французских гуманистов, из их эстетических
увлечений античными источниками. В итоге же их идеи «размеренной музыки» практически
приводили к торжеству аккордового склада (в противовес полифонической песне XVI века) и скандированному выпеванию поэтических строк.
В этой связи возникновение на французской почве балета с пением, при общем
гомофонном характере его музыки (полное торжество вертикали!) и скромном
значении полифонических приемов, казалось бы, находится в русле исканий
«Академии» Баифа. Это, однако, не значит, что придворный балет инспирирован
столь интеллектуальными поэтическими кругами
Предыдущая Следующая