Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Творческий
метод Люлли с достаточной ясностью и широтой проявился в каждом из его зрелых
произведений — в «Тезее», «Атисе», «Персее», «Армиде». В лирической трагедии
«Тезей» очень свободно обработан античный миф — отчасти в духе трагедии,
отчасти в духе балета. Тезей выведен как полководец, одерживающий победу над
врагами и прославляемый народом. В оперу введена большая романическая интрига:
Тезей любит юную Эглею, воспитанницу афинского царя Эгея, но в Тезея влюблена
волшебница Медея. Фабула развертывается со многими осложнениями. Медея
стремится отнять Эглею у Тезея и добивается брака ее с почтенным Эгеем. Путем
различных волшебных испытаний она пытается разлучить влюбленных. Она же
восстанавливает царя против победоносного полководца Тезея (он может якобы
стать претендентом на престол) и уговаривает тайно отравить его. Но Эгей, по
случайной примете, узнает в Тезее своего давно отсутствующего сына, и все в
последний момент (рука героя у чаши с ядом) развязывается благополучно.
В
«Тезее», как всегда, пять актов с прологом. Пролог обрамляется увертюрой (C-dur), которая и
открывает оперу, и служит как бы музыкальным антрактом между прологом и первым
действием. Здесь представлен тип французской увертюры (в отличие от
итальянской), который сложился именно в произведениях Люлли. Для нее характерно
мощное аккордово-маршеобразное вступление (торжественное открытие придворного
спектакля), за которым следует оживленная фугированная часть (пример 135). На деле возможны
и частные отклонения от этой схемы, например встречаются еще медленные
заключения. Увертюра «Тезея» очень театральна, «представительна», с помпезной
первой частью. Пролог не имеет прямой связи с оперой. Он разыгрывается «в
садах Версаля» и восхваляет будущие победы Людовика XIV. Музыкально-сценическая композиция пролога строго
продумана и стройна. Пятиголосный хор Амуров, Граций, Наслаждений и За-
422
бав,
чередующийся с выступлениями корифеев и речитативами, образует первый раздел (C-dur) пролога,
весьма законченный и закругленный. По принципу рондо несколько раз возвращается
«крепкая» аккордовая (с небольшими «юбиляциями») начальная тема хора.
Предыдущая Следующая