Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Огромное
значение Люлли придавал цельности музыкально-драматической композиции оперы.
Мастерская группировка соло, хоров, танцев, инструментальных картин,
сопоставленных по контрасту движений, ритмов, темпов, теснейшим образом
связана со сценическим развитием. Драматическое напряжение монолога (декламация
у Люлли превосходна по выразительности интонаций) разрежается картинными
эпизодами; после личных столкновений героев звучит марш победы; мрачные
видения сменяются светлыми снами. Контрасты всегда отчетливо выражены в музыке.
Вместе с тем сам Люлли, по-видимому, не отделывал всех деталей партитуры. Он
обычно набрасывал мелодию и бас, а остальное дополняли по его указаниям ученики
и помощники. Целое он твердо держал в руках. Основой вокальных партий в операх
Люлли является музыкальная декламация, близкая речи трагических актеров,
интонационно приподнятая и широкая; небольшие ариозные эпизоды выделяются из
нее большей мелодичностью и замкнутостью, но они не виртуозны — в отличие от
итальянских арий. Всегда важна роль хора, ибо опера Люлли не обходится без
участия хоровых масс (народ, воины, свита божеств, амуры, нимфы, грации, фурии,
духи).
Музыкальный
язык Люлли не очень сложен и вне театра мог бы показаться и монотонным. Но он в
целом безусловно нов и даже зрел: ясность гармонии, ритмическая энергия,
четкость членения
421
формы,
чистота фактуры говорят о победе принципов гомофонного мышления.
Итак,
лирическая трагедия Люлли — это обширная, рационально построенная
музыкально-сценическая композиция, в которой античный мифологический сюжет
развернут по схеме трагедии, но интерпретируется как героическая сказка с
огромной долей репрезентативности. Композиция эта наполнена массой действующих
лиц — главных героев, наперсников, богов, аллегорических персонажей, целого
сонма фантастических существ. И если герои еще придерживаются строгого стиля
нотированной трагедийной декламации, прекрасно выраженного в их партиях, то
почти все, что они поют (как и вся декоративная часть, все танцы, марши и
«картины»), по стилю совпадает с современной Люлли музыкой придворного и —
отчасти — городского быта, с музыкой современной комедии, над которой работал и
сам композитор. Танцы у Люлли всегда современны: менуэт, гавот, канари и другие,
независимо от того, что они отнесены к античности.
Предыдущая Следующая