Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Вместе
с тем опера Люлли с внешней стороны — в смысле опоры на античность, серьезности
тона и концепции, композиции и литературного стиля либретто — соприкасается с
произведениями Корнеля и Расина. Обширная пятиактная композиция лирических
трагедий Люлли строго продумана как в целом (движение к кульминации — и к
развязке), так и в пределах каждого акта. Первый акт представляет собой завязку
(герои и окружение), второй — дальнейшее обнаружение противоборствующих сил,
третий приводит к их столкновению и в конце — к драматической кульминации
всего произведения, четвертый показывает дальнейшую борьбу героев с
драматическим поворотом в конце (ложная развязка, торможение, неожиданное
вмешательство и т. д.), пятый образует последнюю кульминацию и развязку (как
правило, счастливую). Интрига обычно крепко стягивает узлы драмы и связывает
судьбы действующих лиц. Почти всегда это сложная любовная интрига, в которой к
тому же участвуют таинственные силы (волшебник и волшебницы, боги и богини)
Кадм любит Гермиону, но она предназначена в жены великану. Чтобы завоевать ее,
он должен совершить ряд чудесных подвигов (победить дракона, посеять его зубы,
а когда из них вырастут воины, убить их и т. д.). Богиня Паллада помогает
Кадму, Юнона ему препятствует. В конце концов Кадм проходит через все испытания
и соединяется с Гермионой. Тезей любит Эглею, но в него влюблена волшебница
Медея... Атис любит Сангариду, но в него влюблена
420
богиня
Кибелла... Волшебница Армида любит своего врага Рено, он испытывает борьбу
между чувством и долгом и покидает Армиду ради новых подвигов. К этим основным
линиям фабулы присоединяются осложняющие их линии интриги. Конечно, повсюду
прославляются мужество, верность, честь, сталкивающиеся с коварством,
волшебными чарами, могуществом богов. Наиболее острые коллизии, особенно
кульминации в развитии сюжета, достигают трагического напряжения — и в этом
заслуга Филипа Кино: монолог Армиды над спящим Рено, сцена безумия Атиса
потрясают зрителя, хотя та же музыка вне действия подобной силой все-таки не
обладает.
Музыка
Люлли, интерпретируя сюжет своими выразительными средствами, вносит важные
акценты в его лирическую трагедию. Композитор широко пользуется любым поводом
для введения танцев (иногда целой их сюиты), маршей, шествий, процессий, изобразительно-картинных
эпизодов («сны», «видения», «волшебные сады», «полет фурий» и т. п.). Эти
инструментальные номера у него в меру характерны, пластичны, вносят
контрасты в развитие действия, но скорее декоративны, чем выразительны, и очень
способствуют репрезентативности спектакля. Вполне условное, явно или скрыто
панегирическое значение имеют большие аллегорические прологи. Действие их
может происходить где угодно: в садах Версаля, во дворце бога Времени, на лоне
сельской природы. В прологах прославляется героизм, борьба добрых сил со злыми
при постоянных ссылках или намеках на Людовика XIV, его славу, мудрость, доброту, силу, победы и успехи.
Предыдущая Следующая