Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Первой
постановкой Люлли в Королевской академии музыки была опера-балет «Празднества
Амура и Вакха» (1672) — произведение мало самостоятельное, с музыкой,
подобранной из старых балетных работ Люлли. Затем последовал ряд лирических
трагедий: «Кадм и Гермиона» (1673), «Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис»
(1676), «Персей» (1682), «Армида» (1686) — называем главнейшие. В конце жизни
композитора возникла героическая пастораль «Ацис и Галатея». Хотя в этих произведениях
связь с балетом оставалась очень значительной, все же они относились к иному
жанру, ибо были сильны драматическими, даже героическими своими сторонами.
Современники называли их лирическими трагедиями, подчеркивая их музыкальное
(«лирическое» — в античном смысле) начало и их связь с искусством классической
трагедии.
419
Между
тем искусство Люлли, соприкасаясь с классической трагедией и находясь в зависимости
от ее структурных норм, во многом отличается от нее по содержанию. Даже в
выборе сюжетов Люлли не следует ни за Корнелем, ни за Расином. Он питает
пристрастие к мифологии, а немногие литературные сюжеты («Роланд», «Армида»)
трактует тоже как мифологические. Корнель, как известно, предпочитал
исторические, историко-легендарные сюжеты или опирался на античные образцы
(«Эдип»), а Расин, во всяком случае, не ограничивался мифологией. Люлли не
повторил ни одного сюжета Корнеля или Расина. Ему нужны были для его концепций
не только героические личности и сложная любовная интрига, подвиги и
приключения, но и обязательно чудеса — волшебные превращения, балеты, пышные
процессии, вмешательство богов, заклинания, нападения дракона и т. п.
Традиционные для трагедии коллизии, такие, как борьба чувства и долга, выбор
между личным и гражданственным, создаются в опере Люлли не одними лишь
действиями людей и разрешаются при участии фантастических высших сил. Правда,
композитор предпочитал активных, сильных, дерзающих героев; близки ему были и
женские образы «повелительниц», роковых героинь, которым он противопоставлял
более мягкие, жертвенные характеры. Но при этом герои Люлли действовали в
фантастической обстановке, и результаты их действий порой бывали обратно
пропорциональны затраченным усилиям: борющийся погибал, а пассивный торжествовал
победу — все зависело от воли богов.
Предыдущая Следующая