Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Как
единовластный руководитель Королевской академии музыки Люлли обнаружил
выдающиеся способности театрального деятеля. На всем оперном деле лежал тогда
сильнейший отпечаток его творческой личности. Он сам изыскивал кадры для своей
труппы, сам воспитывал их, обучая актеров пению, декламации и умению
держаться на сцене, оркестрантов — игре на струнных инструментах, танцовщиков —
балетной технике. Сам проводил репетиции, хотя бы число их достигало
семидесяти. Сам дирижировал оркестром — со скрипкой в руках (а не за
клавесином или органом, как было принято в Италии). Помимо значительного количества
солистов и большого оркестра (пять партий струнных,
418
флейты,
трубы, фаготы) в каждой опере Люлли были заняты хор и балет. И все же он умел
держать в руках не только скрипку, но и весь спектакль. При обилии участников и
сложнейшей постановочной части его театр отличался удивительной дисциплиной,
точностью, слаженностью. Стройность его оркестра, сыгранность музыкантов особенно
удивляли всех иностранцев, когда-либо присутствовавших на спектаклях. К тому же
у Люлли как дирижера была своя исполнительская манера: он чрезвычайно оживлял
музыку, подчеркивая контрасты движений и ритмов и придавая своему искусству
своеобразное очарование, которое быстро померкло со смертью композитора.
Еще
более удивительно то, что Люлли создал законченный тип французской оперы (так
называемой во Франции лирической трагедии) и достиг несомненной творческой
зрелости в первые же годы своей работы в оперном театре. Строго говоря,
предшественников в этом жанре у него не было: ни единичные постановки
итальянских опер в Париже, ни опыты Перрена — Камбера сами по себе не могли
подготовить тип французской лирической трагедии. По-видимому, только опора на
многосторонние традиции французского искусства (включая трагедию, балет, камерные
вокальные формы) помогла Люлли органично подойти к созданию нового жанра.
Постоянным
либреттистом Люлли стал драматург Филипп Кино. По указаниям композитора он
разрабатывал планы либретто, а окончательный выбор того или иного сюжета
принадлежал королю. Люлли, однако, мог и умел направить внимание монарха на
желательный сюжет и повлиять на его решение. Оперные постановки при дворе
Людовика XIV в то время тесно сливались со
всем строем дворцовых празднеств. От пышных и строго регламентированных
этикетом придворных церемоний, в которых было так много театрального, не
слишком далеко отстоял и аллегорический оперный пролог, в той или иной форме
прославлявший личность Людовика. Оперная декоративность напоминала о дворцовой
архитектуре, о дворцовом интерьере, а оперные костюмы сообразовались с модой
того времени.
Предыдущая Следующая