Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Музыка
Люлли занимала в пьесах Мольера место своего рода дивертисментов или интермедий
и носила по преимуществу
417
«вставной»,
декоративный или бурлескный характер. Далеко не всегда эта музыка требовалась
самой драматической концепцией Мольера. Часто она была связана с теми
развлекательно-декоративными вставками, которые драматург вынужден был
допускать в угоду придворным вкусам. Люлли писал, например, музыку к
дивертисментам «Принцессы Элиды», к «Турецкой церемонии» «Мещанина во
дворянстве», к прологу и интермедиям «Господина де Пурсоньяка», к балетам в
прологе и интермедиях «Любви-целительницы», к комедиям-балетам «Брак поневоле»
и «Сицилиец». Все это были небольшие арии или несложные ансамбли, много
танцев, ряд других инструментальных фрагментов, иногда пародийного характера. И
хотя сотрудничество Люлли с Мольером выразилось в значительном количестве
работ, искусство Мольера соприкасалось с искусством Люлли отнюдь не главной
своей сущностью, а всего лишь фарсово-интермедийно-балетными сторонами театра
того времени. Главное в творчестве Мольера-комедиографа и в творчестве Люлли —
оперного композитора как бы расходится в разных направлениях, ибо сатирическая
комедия типа «Тартюфа» и героико-панегирическая опера типа «Тезея» — это именно
разнонаправленное искусство, либо правдиво и остро разоблачающее социальную
действительность, либо в условных формах патетически восхваляющее ее. Личные
отношения между Люлли и Мольером омрачены недоброжелательством и интригами со
стороны композитора, стремившегося к монопольному положению при дворе. После
смерти Мольера в 1673 году Люлли, по существу, стал первой фигурой французского
придворного театра.
Как
видим, у Люлли к тому времени накопился не только большой, но и разносторонний
опыт театрального композитора. С получением патента Королевской академии
музыки он целиком сосредоточился на сочинении и постановке опер (отчасти
опер-балетов), оставив другие театральные заботы. Год за годом создавал
крупные оперные произведения, сам осуществлял сложные и роскошные их
постановки. Энергия Люлли не ослабевала со временем. Он умер 22 марта 1687 года
в расцвете своей славы, как подлинный властелин французской оперы, не успев
испытать ни признаков творческой слабости, ни каких-либо превратностей
блестящей карьеры.
Предыдущая Следующая