Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Жан
Батист Люлли (офранцуженное имя того, кто именовался на родине Джованни
Баттиста Лулли) родился 28 ноября 1632 года во Флоренции или близ нее, в
семье итальянского мельника. С детства проявил музыкальные и актерские
способности и под-
416
ростком
привлек к себе внимание, когда пел, играл на скрипке разыгрывал комические
сценки. В 1646 году герцог Гиз увезет в Париж, где Люлли попал в дом к
принцессе Монпансье — для практики в итальянском языке. По-видимому, в юности
он занимался под руководством французских органистов. Рано выдвинулся Люлли
среди других музыкантов в Париже, вошел в состав придворного оркестра под
названием «24 скрипки короля», восхищал придворных своей игрой на скрипке,
заинтересовал короля как автор арий и танцев, организовал новый, малый оркестр
— «16 скрипок короля», словом, шаг за шагом быстро завоевал признание и сделал
карьеру при дворе Людовика XIV. С 1653 года
он получил звание «придворного композитора инструментальной музыки», с 1662
года он уже назывался «maître de la musique» королевской семьи. Люлли, несомненно, обладал очень
сильным характером и трезвым умом, крепкой сметкой, был проницателен и резок,
одновременно и осторожен и смел. Расчетливо добиваясь звания «королевского
секретаря», он ухитрялся быть, по существу, независимым и даже подчинять
окружающих своим целям. А «король-солнце» при всей своей властности, даже деспотизме,
по свидетельству современников, нередко поддавался влиянию таких сильных и
удачливых придворных деятелей.
Творческая
работа Люлли с самого начала была крепко связана с театром. Вслед за
организацией придворной камерной музыки и сочинением «airs de cour» он начал писать балетную музыку. Сам Людовик XIV танцевал в балетах, которые были тогда излюбленным
развлечением придворной знати. Люлли был превосходным танцором. Ему доводилось
участвовать в постановках танцуя вместе с королем.
До
начала оперной деятельности Люлли в течение около двадцати лет испытывал свои
силы в других жанрах: в балетной музыке, а также, сотрудничая с Мольером, в
музыке к комедий спектаклям. Опыт работы в балете позволил ему крепко усвоил
французскую традицию танца, его ритмо-динамические (?) традицию балетной
звукописи. Но музыкально-драматической цельности в этих произведениях еще
искать не приходилось: придворные празднества и дивертисменты требовали
сочинения танцев, пантомим, небольших арий, увертюр — и все это не скреплялось
единством музыкального замысла. Что касается сотрудничества с Мольером, то
здесь были всего лишь определенные точки соприкосновения, но не близость
творческих концепций, не общность взглядов драматурга — и композитора. Люлли
писал музыку к пьесам Мольера «Брак поневоле», «Принцесса Элиды», «Сицилиец»
(1664). «Любовь-целительница» (1665), «Господин де Пурсоньяк» (1669) «Мещанин
во дворянстве» (1670). С успехом выступал он и как исполнитель комических
ролей, например Пурсоньяка в комедии Мольера, Муфти в «Мещанине во дворянстве».
Предыдущая Следующая