Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Такое
стремление к правительственной регламентации, к предоставлению монополий было,
как известно, характерно для французского абсолютизма в отношении торговли и
промышленности. Теперь оно распространилось и на театральное дело.
19
марта 1671 года Королевская академия музыки открылась спектаклем оперы «Помона»
на текст Перрена с музыкой Камбера. Многочисленные повторения показали, что
спектакль пользовался прочным успехом. Перрен не смог, не успел быть даже на
премьере: попал в долговую тюрьму. Следующую оперу («Горести и радости любви»,
1672) Камбер был вынужден писать уже на текст другого поэта. Недостаточная
деловая практичность Перрена, с одной стороны, и быстрое выдвижение Люлли как
при-
415
дворного
музыканта — с другой, привели к тому, что в 1672 году Людовик XIV передал патент на исполнение опер из рук Перрена в
руки Люлли. Камбер уехал в Лондон, где успешно действовал в своей области и
скончался в 1677 году. Люлли же стал с 1672 года - как композитор, дирижер,
режиссер, балетмейстер, организатор — «абсолютным монархом» французского
оперного театра и оставался им до конца жизни. По своей природе, по характеру и
дарованиям он более других был готов стать монополистом в своем деле.
С
именем Люлли справедливо связывается не только само начало французского
оперного искусства, но и формирование в целом национального стиля французской
лирической трагедии (как называли тогда оперу серьезного, по преимуществу героического
содержания). В течение долгого времени Люлли безоговорочно считали
представителем классицизма в своей области — подобно великим драматургам
Франции Корнелю и Расину. В наши дни в его творчестве усматривают и проявления
стиля барокко: в трактовке античных мифологических и легендарных сюжетов (с
усилением сказочно-декоративной стороны), в постановочном характере
спектаклей, в системе образов. Однако Для самой музыки Люлли, для ее
стилистики, отчасти и для музыкальной драматургии его опер, действительно
очень существенны черты, роднящие ее с современными ей проявлениями классицизма
во французском драматическом театре. Это сказывается в пристальном внимании
Люлли ко французской сценической декламации, на которую он опирался при
выработке характерного склада оперного речитатива, ставшего на многие годы
образцом французской оперной речитации, даже своего рода каноном в глазах
последователей. Это сказывается и в трактовке героического начала, которое,
однако, смягчается у Люлли многими гедонистическими, идиллическими,
сказочно-пасторальными элементами. К классицизму тяготеют у Люлли и оперная
композиция в целом, с ее рационалистическим «расчетом», с выверенным характером
контрастов, с постоянной заботой о структурном равновесии и внутри каждого акта
оперы, и в распределении их драматургических функций; музыкальная стилистика
Люлли, с ее простым гомофонно-гармоническим складом, с ранней «классичностью» в
расчленении музыкальной формы как в самых малых масштабах, так и в последовании
частей композиции. Помимо того все складывается у Люлли как типичное для его
стиля (и для французской оперы XVII века): тип
речитатива, тип арии, тип героики и пасторальности, типы больших и малых
структур. В истории оперы Люлли — основоположник ее французской традиции, в истории
музыки — один из наиболее явных предшественников пред-классических направлений
в искусстве XVIII века.
Предыдущая Следующая