Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Либретто
отягощено массой не относящихся к сюжету вставок: здесь и интрига богов, и
плутни старухи-сводницы. В любовно-лирические сцены внесена камерная
утонченность — по образцу
414
кантаты
того времени. К счастью, музыка Росси отличается нежным лиризмом и большой
пластичностью форм. Пример его оперы уже мог так или иначе воздействовать на
юного Люлли, который всего годом раньше был привезен во Францию и вряд ли
остался равнодушным к итальянской музыке. Когда, спустя тринадцать лет, в
Париже была поставлена опера Кавалли «Ксеркс» (1660), Люлли уже принял
непосредственное участие в «редактировании» ее партитуры, которую он дополнил
балетной музыкой — согласно французскому вкусу. Однако ни Росси, ни Кавалли
(который в 1662 году на праздновании свадьбы Людовика XIV поставил в Париже еще одну свою оперу — «Влюбленный
Геркулес») не одержали победы во Франции. Итальянская опера как таковая — даже
с дополнениями — не привилась здесь.
И
все же появление итальянской оперы в Париже должно было подвигнуть французов к
созданию собственных образцов этого нового рода искусства. В 1659 году
композитор Робер Камбер (органист, ученик Жака Шамбоньера) поставил в замке
Исси «Пастораль» на текст поэта Пьера Перрена — «первую французскую
музыкальную комедию». Она была встречена очень хорошо, не раз повторена и даже
исполнялась потом силами придворных любителей музыки. Камбер получил
назначение на должность музыкального интенданта Анны Австрийской. В 1669 году
Перрен, опираясь на длительный успех «Пасторали», подал прошение Людовику XIV, а в ответ получил от короля патент на открытие
Королевской академии музыки — первого французского оперного театра. Патент давал
Перрену монопольное право публичного исполнения опер во Франции. «Для
возмещения расходов» с публики разрешено было взимать плату за вход в театр.
Всякому же другому, кроме Перрена, вздумавшему поставить оперу, грозил штраф в
10 тыс. ливров (и конфискация театра, машин к костюмов), треть которого
поступит в пользу владельца патента. Любопытно также, что в тексте документа
оговорено: в операх могут петь «благородные господа, девицы и прочие особы», не
утрачивая своего «благородного звания», привилегий и должностей. Это полностью
соответствует общей установке, сформулированной в патенте выше: музыка —
благороднейшее из искусств.
Предыдущая Следующая