Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Но
прежде чем была создана опера во Франции, парижане
413
ознакомились
с итальянским оперным искусством, с итальянским вокальным стилем, отличным от
французского. В принципе уже о первых опытах создания итальянской «dramma per musica» во Франции не могли не знать: «Эвридика» Пери
исполнялась во Флоренции на праздновании свадьбы французского короля, после
чего Оттавио Ринуччини последовал за новобрачной Марией Медичи во Францию,
получил там звание «камергера двора» — и, вероятно, хотя бы слухи о новом роде
спектаклей должны были проникнуть в Париж. Несколько позднее большой интерес к
итальянской музыке проявлял кардинал Ришелье. В 1639 году он направил в Италию
виолиста Андрэ Могара, который состоял на службе двора в должности
«королевского секретаря». Обстоятельному отчету Могара («Ответ одному
любознательному о впечатлениях от музыки в Италии») мы обязаны сведениями об
исполнении ранней оратории в Риме, о выдающихся певцах, о манере их пения, об
интересе к инструментальной музыке, о «великом Монтеверди... который открыл
новый прекрасный способ композиции как для инструментов, так и для голоса».
Несколько
лет спустя, когда государственная власть находилась в руках кардинала Мазарини
(при малолетнем Людовике XIV), в Париже
появились прославленные итальянские певцы: кастрат Атто Мелани и певица
Леонора Барони из Рима. Леонору воспевали тогда итальянские поэты за ее
чудесное искусство, и даже папу Климента IX, который ею восхищался, прозвали «папой Леоноры».
Увлечение итальянским пением в Париже привело тогда к первым попыткам поставить
итальянскую оперу при дворе. Будучи итальянцем, Мазарини всячески способствовал
этому: по его указанию Атто Мелани организовал в 1645 году постановку «Мнимой
сумасшедшей» Франческо Сакрати (опера возникла всего лишь в 1641 году), которая
и состоялась в пышном барочном оформлении итальянского декоратора Джакомо
Торелли. Впрочем, этот спектакль не произвел в Париже особого впечатления:
оперу слушал узкий круг избранных, успеха она не имела. Несколько большее
значение возымела в 1647 году постановка в столице Франции оперы Луиджи Росси
«Свадьба Орфея и Эвридики». К этому времени из Рима перебралась в Париж семья
Барберини, которая привезла с собой свои оперные традиции и своих музыкантов,
а среди них талантливого композитора Луиджи Росси. Партию Орфея в новом
спектакле исполнял тот же Атто Мелани, партию Эвридики пела итальянская певица
Кекка ди Фиренце; даже партию кормилицы поручили итальянскому певцу-кастрату.
Избранная для парижской постановки опера была очень характерна для переломного
периода в Италии, когда причудливое сплетение декоративного, лирического и
комического, заметное уже у Ланди, придавало странно-противоречивый облик
оперному искусству.
Предыдущая Следующая