Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Классическим
примером оперной сцены Люлли может служить прославленный монолог Армиды из
одноименной лирической трагедии. Этот монолог создает не просто музыкальный, а
сценически-музыкальный образ. Вплоть до конца XVIII века эту сцену справедливо считали образцом
французской декламации в опере, и Глюк не случайно написал для Парижа свою
«Армиду» на старое либретто Филиппа Кино. Дамасская волшебница Армида
произносит свой монолог перед спящим рыцарем Рено, отвергшим ее любовь: она
занесла над ним меч и колеблется, не в силах поразить врага. Быстрая смена ее
чувств («Поразим! Что может меня остановить... Совершим! Я трепещу... Отомстим!
Я вздыхаю») передана в выразительном патетическом речитативе, который по широте
размаха мелодии приближался бы к ариозо, если б не был так стремителен и
свободен. И лишь в конце монолога, когда любовь побеждает жажду мести, Армида
поет небольшую арию, которая отличается от речитатива только своей мелодической
периодичностью и замкнутостью формы, но как раз не широтой
425
мелодии,
не кантиленностью, не пассажностью. Ее выразительность сдержанна. Вне слов и ситуации
она не произвела бы сильного впечатления (пример 138).
Сопоставляя
музыку лирических трагедий Люлли с другими областями его творчества, нельзя не
заметить, насколько зрелым и единым является в целом его музыкальный стиль. Что
касается драматического речитатива, то он, разумеется, остается прежде всего
достоянием именно оперы. Арии же, танцы, инструментальные картины, даже
увертюры в сущности едины по стилю у Люлли как в мифологических операх или
балетах, так и в комедиях или комедиях-балетах Мольера. Та же сдержанная,
благородная простота арии, та же ритмическая энергия танца (вне всякой
полифонической стилизации), та же торжественность французской увертюры,
совершенно та же манера изложения, что в «Мещанине во, дворянстве», что в
«Тезее». А композиция в целом — другая! В связи с этим отмечалось, что
жизненные истоки оперных арий Люлли (которые распевал весь Париж) или его
танцев так же народны, как истоки его комедийной музыки.
Авторитет
Люлли как главы французского оперного театра и его единственного композитора в
те годы был при жизни велик и непоколебим. Художественное влияние его было
сильно не только во Франции, но и за ее пределами, особенно у немецких
мастеров. Это влияние простерлось на различные области музыкального искусства,
на оперную драматургию (по преимуществу во Франции) и на музыкальный стиль
(более широко).
Предыдущая Следующая