Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Глубокая
французская основа оперной музыки Люлли, единство его оперной композиции,
редкое сценическое чутье, интерес к большим героическим темам сделали
музыкально-драматическую концепцию Люлли исходным пунктом всей французской
оперной школы. Но некоторая условность его оперного театра, зависимость от
придворной эстетики, сказавшаяся в напыщенности аллегорических прологов, в
противоречиях драматического и самодовлеющего декоративного, отчасти и в
ходульности самого трагического пафоса с его внешней эффектностью — были спародированы
и осмеяны во Франции вскоре после смерти Люлли. Это не значит, однако, что
наследие Люлли потеряло свое значение. На него опирались, его стремились
развивать, с ним спорили, ему противостояли деятели французского оперного
театра вплоть до революции 1789 года. Одним оно служило знаменем, другим —
мишенью.
Влияние
же Люлли в более широком смысле, как музыканта определенного направления,
сказалось сильнее всего в области инструментальной музыки и притом не только
французской. Тут воздействовали,
например на -немецких мастеров, не одни музыкальные формы Люлли (его увертюра,
его танцы), но и его музыкальный склад, в целом ярко гомофонный, с отчетливо
выраженными новыми тенденциями. Учениками Люлли оказались не только
французские композиторы, но и некоторые немецкие музыканты на рубеже XVII—XVIII веков.
426
Для
истории музыкального искусства и — шире — музыкальной культуры Англии XVII столетие оказалось особо значительным во многих
отношениях. Английская музыка в итоге Ренессанса накопила богатое историческое
наследие: уходящие в глубь средних веков традиции многоголосия, высокий пример
для Европы творчества Данстейбла, расцвет искусства мадригалистов в XVI веке, подъем школы вёрджинелистов на рубеже XVI—XVII веков — все
это были крупные вехи на пути английской музыкальной культуры. В XVII столетии английская музыка испытала на себе большой
перелом, связанный сначала с пуританским движением, а затем с реставрацией
Стюартов, то есть со своего рода двойной переориентацией во взглядах на
искусство, на его участие в общественной жизни. И как раз в этих же
исторических условиях выдвинулась фигура гениального музыканта, не знавшего
себе равных в Англии, одновременно глубоко почвенного и тонко оригинального, —
Генри Пёрселла. Так в кризисную, переломную эпоху была достигнута вершина в
развитии английской музыки, и поныне еще не превзойденная в дальнейшем ее
движении. Пёрселл — творческое явление редкостной индивидуальной силы, а для
Англии — совершенно исключительное. После Пёрселла его страна быстро и надолго
утрачивает значение в области музыкального творчества, но английские композиторы
не прекращают своей деятельности, а концертная и оперная жизнь Лондона
широко привлекает к себе иностранных артистов.
Предыдущая Следующая