Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Хотя
Пёрселл родился в самый канун Реставрации, на судьбы его искусства во многом
воздействовало и то, что происходило в предшествующие годы, в эпоху Революции,
и то, что вело свое происхождение еще с XVI века. Эта относится к английской музыкальной жизни и
профессиональным традициям музыкального искусства, а также особенно к
музыкально-театральным явлениям, предшествовавшим возникновению оперного театра
в Англии. Давно известны и освещены в литературе последствия пуританского
движения для музыкальной культуры страны: уничтожение музыкальных инструментов
(органов, в первую очередь) и нот в церквах, запрещение инструментальной и традиционной
полифонической хоровой музыки в них, разрушение системы профессионального
образования церковных музыкантов — все Это было в глазах пуритан частью их
борьбы против ортодоксальной, «папистской» церковности. В результате подготовка
профессиональных музыкантов пострадала очень серьезно, что не могло не
сказаться в дальнейшем. Вместе с тем музыкальная жизнь страны, разумеется,
продолжалась, принимая порой лишь несколько другие формы (иные из них оказались
весьма перспективными).
Естественно,
что в новой обстановке утратили свое былое значение такие традиционные с XVI века виды зрелищно-музыкальных представлений при
дворе, как английская маска. Однако и во вре-
427
мена
Кромвеля известны постановки масок, приуроченные к каким-либо официальным,
торжественным событиям. Так, в 1653 году в Лондоне была исполнена в честь
португальского посланника маска «Купидон и Смерть» на текст Джеймса Шёрли с
музыкой Мэтью Локка и Кристофера Гиббонса. Довольно обширный спектакль включал
диалогические сцены без музыки, песни и инструментальные номера (в том числе
«выходы» — «Entry», танцы и другие фрагменты).
Общий характер пьесы определялся аллегорической трактовкой нехитрой фабулы: Любовь
побеждала Смерть. На сцене действовали олицетворения, мифологические персонажи
и простые смертные: Купидон, Смерть, Безумие, Отчаяние, Природа, Меркурий,
сатиры, Камергер, Дворянин, Трактирщик, влюбленные, Старик и Старуха... Вокальные
партии помечены только у Камергера (тенор), Природы (сопрано) и Меркурия
(баритон). Пьеса делится на пять частей (пять «выходов»). Львиная доля
музыкальных номеров написана Локком; Гиббонсу принадлежат: инструментальные
пьесы во втором entry, заключительные сольные и
хоровые сцены во втором и четвертом entry. В
качестве entry фигурируют небольшие пьесы (для
струнных и харпсихорда) в нескольких частях. Среди танцев встречаются гальярда,
пляска сатиров. Наиболее привлекательны песни (song). Их исполняют соло, дуэтом, их же подхватывает затем
хор. Речитативно-ариозные моменты выражены слабее. Впрочем, пение Природы,
Меркурия и Камергера требует уже известной вокальной техники, ибо в их партиях
есть и мелодическая широта, и даже фиоритуры (у Меркурия, в частности).
Разумеется, это еще не опера. Но подступы к опере здесь уже ощутимы — особенно
если сопоставить музыку Локка — Гиббонса с простейшими танцами и песнями,
написанными Робертом Джонсоном и Альфонсо Феррабоско к маске Бена Джонсона
«Оберон» (1610—1611).
Предыдущая Следующая