Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Поскольку
собственно драматические спектакли были запрещены специальным указом
пуританского правительства, это неожиданно открыло путь для музыкальных
спектаклей, ибо запрещение формально к ним не относилось. В 1656 году поэт и
опытный драматург Уильям Давенант поставил в Лондоне «Осаду Родоса» как
представление «на декламации и музыке в манере древних». Эту пьесу обычно и
считают первой английской оперой. Музыку к ней писали Г. Лоус, Г. Кук, Ч.
Колмен и Дж. Хадсон. В основу сюжета положено восхваление рыцарей, победоносно
отстаивающих христианскую веру от турок. Драматическое действие даже несколько
оттеснено в спектакле музыкой — вокальными и инструментальными номерами,
декоративной картинностью, балетами. Весь текст был положен на музыку. Хотя
сама-то она не сохранилась, однако по ряду признаков можно заключить, во-первых,
что в пьесу были введены речитативы («декламация и музыка в манере древних» —
по итальянскому образцу), во-вторых, что в целом подобный тип спектакля
приближался к традиционной маске. Постановка имела успех. За ней последовали
еще спектакли
428
в
том же роде, причем Давенант называл свои произведения операми.
Одновременно
продолжали развитие и другие формы музыкальной жизни. Так как традиционная
церковная музыка подвергалась гонениям, а пышность придворных концертов
осталась позади, в обществе возрос живой и деятельный интерес к камерному
домашнему музицированию и устройству частных концертов в небольших собраниях,
постепенно объединивших любителей музыки с профессионалами. Об этом с полнотой
сведений и конкретностью свидетельствует мемуарная литература. Путь от
собственно домашних занятий музыкой к небольшим частным концертным предприятиям
в Лондоне оказался на поверку недолгим. Уже в 1672 году, то есть в период
Реставрации, скрипач Джон Банистер положил начало платным концертам в
помещении, которое он назвал «музыкальным кафе». С 1678 года в Лондоне стали
известны камерные музыкальные собрания в доме Томаса Бриттона, торговца углем и
страстного, просвещенного любителя музыки. Сохранились даже копии произведений
Корелли и Пёрселла, сделанные самим хозяином дома, по-видимому в связи с их
исполнением.
Предыдущая Следующая