Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
С
реставрацией Стюартов (1660) художественная атмосфера в стране и особенно в
столице ее заметно изменилась.Некоторые тенденции музыкальной культуры,
возникшие или усилившиеся в годы Революции, смогли окрепнуть в дальнейшем
развитии: это относится к музыкально-театральным опытам и, как мы уже видели,
к началу концертной жизни. Отпали многие препятствия для широкого исполнения
музыки в самой различной общественной среде; помимо королевской капеллы, при
дворе Карла II Стюарта был организован
ансамбль «24 скрипки короля», в Лондон постоянно приглашались крупные
иностранные артисты, а придворной музыкой в целом управлял с 1666 года француз
Луи Грабю. Для английской музыкальной культуры это время было полно
противоречий. Подъем в обществе интереса к музыке не был связан ни с
серьезностью национальных позиций, ни даже с материальной поддержкой крупных
музыкальных начинаний. Вернувшись из эмиграции, Карл II привез из Франции поверхностные увлечения
иностранной модой, стремился подражать Людовику XIV в самом стиле придворной жизни, выписывал музыкантов
из-за границы, надеялся заполучить Люлли в Лондон. Вместе с тем в казне не
хватало средств даже на содержание придворной капеллы и певшие в ней мальчики,
вместо предписанной им роскошной одежды, вынуждены были показываться чуть ли
не в лохмотьях.
Музыкальные
связи с Францией и Италией стали в годы Реставрации едва ли не характернейшей
чертой нового периода. Талантливый английский композитор Пелэм Хамфри был
отправлен в 1664 году на несколько лет в Париж для завершения образования под
наблюдением Люлли. Переселившийся в Англию Робер Камбер поставил здесь свои
оперы «Помона» и «Горести
429
и
радости любви». После ряда других постановок по французским образцам в 1686
году в Лондоне была исполнена лирическая трагедия Люлли «Кадм и Гермиона». Еще
более широкое распространение получила тогда итальянская музыка в Англии,
благодаря присутствию в Лондоне итальянских композиторов, певцов, крупных
скрипачей, педагогов. При дворе давала представления итальянская оперная
труппа. Увлечение итальянским вокальным искусством в кругах аристократии, с
одной стороны, и высмеивание его крайностей в литературе и драматургии — с
другой (что будет столь характерно для времен Генделя), началось уже теперь, в
годы Пёрселла. Положительной стороной музыкальных связей с Италией оказалась в
это время новая возможность для английских музыкантов хорошо ознакомиться с
лучшими образцами передового итальянского искусства, в том числе с
произведениями выдающихся композиторов-скрипачей Джованни Баттиста Бассани,
Джованни Баттиста Витали и с первыми опусами Арканджело Корелли. Как раз для
Пёрселла это было очень существенно. Что касается знакомства с итальянской
оперной музыкой, то можно думать, что оно не началось, а лишь продолжалось и
углублялось в годы Реставрации. Известно, например, что итальянский
речитативный стиль внес в английскую маску еще Никола Ланье в 1617 году и что
он сам ездил в Италию. Примечательно также, что прославленный Джон Мильтон,
который создал свою пьесу-маску «Комус» в 1637 году (с музыкой Г. Лоуса),
вскоре после этого побывал в Италии и посетил, в частности, оперные спектакли в
театре Барберини в Риме. Словом, сведения о новом музыкально-театральном
жанре, созданном в Италии, не могли не просочиться разными путями в Англию
задолго до Реставрации. Вне сомнений, при жизни Пёрселла в его стране должны
были иметь отчетливое представление и о французской музыке по образцам Люлли и,
возможно, французских клавесинистов.
Предыдущая Следующая