Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Так
в общих чертах складывалась историческая обстановка, в которой проходили юные и
зрелые годы Пёрселла, созревал и достиг высшего расцвета его удивительный
талант.
Генри
Пёрселл родился в Лондоне не позже ноября 1659 года в семье придворного
музыканта (певца, лютниста и виолиста, композитора) Томаса Пёрселла.
Музыкальное развитие Генри Пёрселла с детских лет до 1673 года было связано с
королевской капеллой, где он пел в хоре, обучался игре на органе, лютне и
скрипке. Руководитель капеллы, певец и композитор Генри Кук был, видимо, его
первым учителем. После кончины Кука в 1672 году его должность получил бывший
ученик капеллы Пелэм Хамфри (побывавший во Франции и в Италии), а затем она
перешла к Джону Блоу. Возможно, что юный Пёрселл занимался под руководством
Хамфри, а также, вне сомнений, он пользовался советами серьезного музыканта
Блоу. Проявив отличные способности органиста и клавесиниста, будучи с детства
певцом, он рано начал и сочинять музыку, а первые публикации его песен (не
считая
430
спорных)
стали появляться с 1675 года. С 1673 года, когда у Пёрселла стал ломаться
голос, его зачислили на придворную службу (пока без жалованья) как «хранителя,
мастера по ремонту и настройщика» клавишных и духовых инструментов. Он превосходно
изучил особенности инструментов, легко справлялся со своими обязанностями,
настраивал даже орган в Вестминстерском аббатстве — и вскоре стал получать
вознаграждение за свою работу. С 1677 года молодой Пёрселл был назначен
«композитором для королевских скрипок» (аналогичную должность занимал и его
отец) и должен был сочинять арии и танцы для исполнения при дворе. Спустя два
года он, после Блоу, получил также место органиста Вестминстерского аббатства,
а с 1682 года стал еще и органистом королевской капеллы. В это время он уже
много сочинял музыки — для придворных празднеств, для театра, для церкви. С
1684 года он вынужден был принять на себя еще и обязанности личного
клавесиниста короля.
Между
тем истинным признанием Пёрселла было творчество, и он успевал, невзирая на
все, писать произведения в различных жанрах: вся его короткая жизнь была
наполнена до предела творческим трудом. В остальном ему жилось нелегко. В 1680
году он женился, три его сына умерли один за другим в младенческом возрасте;
остались в живых две дочери и младший сын (который тоже стал органистом). Скончался
Пёрселл 21 ноября 1695 года, оставив огромное, бесценное творческое наследие.
Нелегко даже установить четкую последовательность его работы в разных жанрах.
Более или менее ясно лишь одно: работа Пёрселла над песнями и над духовными
хоровыми сочинениями (энсземами, или антемами) началась раньше, чем он
подступил к созданию оперы, раньше, чем он начал сочинять трио-сонаты в
новейшем вкусе. Однако и здесь необходимо уточнение: уже к 1680 году относится
первый опыт Пёрселла в сочинении музыки для театра (к трагедии Н. Ли «Теодозий,
или Сила любви»). Главные же музыкально-театральные работы Пёрселла появились в
последние шесть лет его жизни (1689—1695). Современники хорошо знали и высоко
ценили Пёрселла. Он был, что называется, на виду: его произведения исполнялись
в лучших церквах Лондона, при королевском дворе, на сценах театров; как
исполнитель он тоже был известен, успешно участвовал в состязании органистов;
многие его мелодии широко входили в быт. (хотя далеко не всегда, вероятно, с
именем автора). С Пёрселлом охотно сотрудничали современные драматурги: он
писал музыку к их произведениям, к их переработкам пьес Шекспира, Бомонта и
Флетчера. За годы 1680—1695 Пёрселлу довелось иметь дело с текстами Дж.
Драйдена, У. Давенанта, Т. Шедуэлла, У. Конгрива, Н. Ли, Т. Дёрфи, Т.
Беттертона, Р. Хейуорда, Афры Бен, Н. Тейта, Э. Сетлла, Т. Саутерна, Э.
Равенскрофта — то есть как значительных, так и совершенно второстепенных
английских драматургов эпохи Реставрации.
Предыдущая Следующая