Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
При
всем многообразии творческих интересов Пёрселла, в его облике музыканта и на
его композиторском пути явственно
431
проступают
важнейшие признаки художественной индивидуальности, важнейшие общие тенденции
творческого развития, определяющие в конечном счете историческое место этого крупнейшего
из английских мастеров.
Подобно
самым великим представителям XVII века в музыке
— Монтеверди и Шюцу — Пёрселл соединяет развитие глубинных традиций Ренессанса
с новейшими достижениями современного ему музыкального искусства. При этом его
отношение к традициям не совсем таково, как у итальянского и немецкого композиторов.
Монтеверди, родившийся почти столетием раньше Пёрселла, непосредственно вырос
из традиций хорового многоголосия XVI века.
Шюц, сложившийся в начале XVII столетия,
усвоил их, в частности, через своих итальянских учителей, но также и на
немецкой почве. Пёрселл, принадлежащий к младшему поколению своего века,
воспринял главным образом английские традиции хорового многоголосия (энсземы,
мадригал), тоже уходящие в XVI век, старинной
английской маски — воспринял уже в условиях 1670-х годов, в исторической
обстановке, неведомой ни Монтеверди, ни Шюцу. На протяжении многих лет
Монтеверди, со своей стороны, и Шюц — со своей, двигались к органическому
синтезу полифонической традиции с новым стилем XVII века, как он заявил о себе в начале или хотя бы к
середине столетия. Пёрселлу предстояло за немногие творческие годы пройти
более длинный, путь от традиционного английского многоголосия к достижениям
нового стиля в его зрелости — у итальянцев последней трети века, у Люлли и его
учеников. И, что самое трудное, остаться самим собой, английским художником.
Ему это оказалось под силу.
Создавая
многочисленные хоровые произведения для церкви, Пёрселл в известной мере уже
шел этим путем. Он начал писать свои энсземы (их более 70) в традиционном
полифоническом хоровом складе a cappella наподобие
мотетов, затем приблизился к более новому стилю кантаты и, наконец, в поздних
произведениях соединил концертное изложение с сопровождением инструментов, то
есть, по существу, полностью преобразил старинный жанр. По-видимому, этот
процесс в некоторой степени аналогичен эволюции мадригала у Монтеверди с тем,
однако, различием, что итальянский композитор работал над мадригалом в общей
сложности более пятидесяти лет, а Пёрселл создал основную часть энсземов в
пределах десятилетия. Исключительно сложен был и путь Пёрселла от старинной
маски и музыки к драматическим спектаклям эпохи Реставрации к созданию
английской оперы. Свои сложности встретил композитор и в области
инструментальной музыки, в которой он исходил из традиций вёрджинелистов, а
достиг уровня наиболее передовых жанров современности и даже создал
произведения, которые могли, как оказалось, быть приписаны Баху.
Предыдущая Следующая