Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Поразительной
особенностью творческого облика Пёрселла было объединение глубокой национальной
почвенности его
432
искусства,
смелой опоры на народно-жанровые образцы (песен, танцев) — с совершенно
свободным проявлением авторской индивидуальности, с поэтической тонкостью,
изяществом и гибкостью в передаче эмоций, порой даже с изысканностью мелодии,
гармонии, колорита, всегда носящей остро индивидуальный отпечаток. Ничего
надуманного в личностной оригинальности, ничего трафаретного или банального в
общедоступно-жанровом материале, всё — свое и всё — почвенное! На далекой исторической
дистанции мы не всегда легко различаем неповторимо-индивидуальные черты каждого
композитора XVII века. Пёрселл же едва ли не
самая различимая индивидуальность своего времени. Он очень широко использует
мелодические, жанрово-ритмические особенности, формообразующие приемы
(например, basso ostinato от английского
гроунда) английского народного искусства и естественно, органично соединяет с
ними индивидуальные черты мелодического мышления, самобытность ритмического
развития из народных основ, свое понимание ариозных или хоровых,
сюитно-сонатных или импровизационно-полифонических форм. Многие из песен
Пёрселла приобрели в Англии общенародное распространение, по существу стали
народными — в том числе шуточные, сатирические. И вместе с тем вряд ли
хоть один композитор в Англии до Генделя достиг столь индивидуального
выражения трагического начала или столь одухотворенного воплощения лирических
чувств.
Пёрселл
имел случаи и, вероятно, испытывал потребность высказать некоторые из своих
взглядов и вкусов в области музыкального искусства. В авторских предисловиях к
некоторым его сочинениям, в теоретическом пособии «Введение в искусство музыки»
он проявил себя как теоретик и одновременно как художник определенной эстетической
ориентации. Пёрселла привлекали проблемы синтеза искусств, он писал о
естественном союзе поэзии и музыки, объединяющем разум и красоту (предисловие к
«полуопере» «Пророчица, или История Диоклетиана»). Он настаивал на том, что
«нынешний век» требует отказа от прежних «варварских» вкусов и располагает к
утонченности, к созданию стройных, благозвучных произведений. Пёрселла одновременно
глубоко интересовал» коренные музыкальные традиции английской культуры — и
увлекали новейшие европейские искания в создании прогрессивных музыкальных форм
и сложении нового музыкального стиля. Упомянутое «Введение в искусство музыки»,
выпущенное издателем Джоном Плэйфордом в 1655 году, позднее много раз
переиздавалось. Двенадцатое издание (1694) было подготовлено, отредактировано и
значительно дополнено Пёрселлом, придавшим книге серьезные достоинства и
сообщившим ей отчасти собственный творческий отпечаток. В заново написанном
разделе о контрапункте композитор особо выделил вопрос о гроунде как
традиционно-английской форме остинатного изложения. В предисловии к изданию
своих трио-сонат (НРЗБ) большой интерес к новым
Предыдущая Следующая