Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
433
образцам
итальянской музыки, к которым желал привлечь симпатии своих соотечественников
и которым в известной мере следовал сам. Иными словами, композитор превосходно
осознавал свои художественные задачи, был тверд в своих убеждениях,
предпочтениях, вкусах 9.
Подавляющее
большинство произведений Пёрселла так или иначе связано со словесным текстом или
с текстом и сценическим действием: энсземы и другие вокальные духовные
сочинения, светские оды, приветственные хоровые произведения на случай,
кантаты, более ста песен, множество дуэтов, кетчей (традиционных в английском
быту канонов), музыка к десяткам драматических спектаклей, примыкающие к ней
«полуоперы» (semi-оперы) и, наконец, оперы,
вернее, одна бесспорная опера — «Дидона и Эней». Тем не менее текст имеет для
Пёрселла весьма специфическое значение, иное, чем у флорентийцев, у Монтеверди
или у Люлли в опере. Словесный текст дорог Пёрселлу, если он соответствует его
музыкальной образности, единой в вокальных и инструментальных произведениях. И
композитор буквально обходит в тексте то, что ему образно не близко. К какому
бы жанру Пёрселл ни обращался, он прежде всего музыкант со своей сложившейся и
яркой образной системой. Он склонен раскрывать ее в связи с текстом или также
сценическим действием, но может обойтись и совершенно без этого, обращаясь к
инструментальной фантазии, трио-сонате, клавесинной пьесе. В «Королеве фей»
музыка его столь обильна и столь значительна, что советский исследователь,
например, настаивает на принадлежности этого произведения к оперному жанру 10. Однако образная система и
даже образная концепция в целом, как она выражена в музыке Пёрселла, с одной
стороны, в тексте пьесы — с другой, лишь только соприкасается некоторыми
гранями, но совсем не совпадает, причем Пёрселл высоко поднимается над
второсортным драматургом своего времени (Э. Сеттл?), переработавшим пьесу Шекспира.
Что
же именно характерно для образного мира Пёрселла? Во-первых, сама по себе
концентрация музыкальной образности как таковой, концентрация, к которой
последовательно шла вся музыка XVII века,
включая оперу от Монтеверди и венецианцев, а также наиболее передовые
инструментальные жанры с их формированием тематизма в отдельных частях и
образными контрастами в пределах цикла. Пёрселл не создает «нейтральной» в образном
смысле музыки и почти не мыслит законченной пьесы или ее значительной части вне
яркой образной характерности, выдержанной последовательно и на основе
внутреннего интонационного единства. Он любит традиционные в Англии формы basso ostinato, которые — сверх всего — еще скрепляют единство
целого, будь
Предыдущая Следующая