Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
9 См. раздел, написанный О. Е. Левашовой, в кн.: История
европейского искусствознания. М., 1963, с. 286—287.
10 См.: Конен В. Пёрселл и опера. М., 1978 (раздел
«„Королева фей" и ее истоки», с. 131 — 187).
434
то
ария или инструментальная пьеса. Пёрселлу был бы чужд и метод флорентийцев,
следующих в монодии за поэтической строкой, и метод Люлли, как правило
мелодически декламирующего текст в стиле классической трагедии. Любая ария
(как и любая иная пьеса) для него — прежде всего музыкальный образ, и этому в
первую очередь подчиняется интерпретация поэтического текста, сохраняя,
однако, и необходимую чуткость к слову.
Круг
образов у Пёрселла достаточно широк, но очень индивидуален и отнюдь не
всеобъемлющ. Наибольшей высоты достигает композитор, создавая образы
трагические, в то время еще редкостные в музыкальном искусстве. Драматизм
вообще присущ его мировосприятию, но трагическое напряжение возникает в его
музыке лишь на вершинах выразительности. Драматичны и первая ария Дидоны и
монолог Энея во втором акте оперы, подлинно же трагична лишь последняя сцена
Дидоны (речитатив и ария). Истинно трагическое напряжение характерно для арии
Зимы в «Королеве фей», высоким трагизмом отмечена «Жалоба» оттуда же.
Трагический отпечаток носят и некоторые медленные части из трио-сонат Пёрселла
(например, Largo из сонаты c-moll издания
1683 года), ибо для подобных образов композитор не обязательно нуждается в
театре или в словесном тексте. Ни один из этого ряда образов не походит на
другой, каждый из них индивидуален и неповторим. Вместе с тем для них характерна
некоторая скованность,, сосредоточенная глубина, медленное движение, темный
ладотональный (часто c-moll) и тембровый колорит, нисходящие хроматизмы в
сопровождении (особенно в басу), вескость каждой вокальной интонации. Одни из
них более напряженны, другие более мучительно-скованны, словно застыли, но
повсюду уже выявляется принцип единовременного контраста, благодаря взаимному
противодействию активных, динамичных, острых художественных сил (напряженных
интонаций, хроматизмов, гармонических обострений) — и властных, сковывающих,
тормозящих факторов (медленное движение, мерная повторность баса, уравновешенность
целого и т. д.).
Предыдущая Следующая