Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Разумеется,
трагические образы редки, даже исключительны в произведениях Пёрселла. Они
существуют в обширном кругу других — сочно жанровых (как танец матросов в
«Дидоне и Энее»), порою фантастических (в национально-сказочной традиции —
сцена ведьм оттуда же), светло-лирических, шуточно-динамических, героических,
идиллических. Собственно пёрселловским в этой образной системе является
сочетание редкого, сильного, но неизменно сдержанного трагического начала с
тонкопоэтичным, часто в национальном колорите, истолкованием многих других
образов, которым приданы нежные, легкие, даже хрупкие,
характерно-фантастические или лирико-меланхолические очертания при
господствующей камерности общего тона и масштабов, — и всему этому еще
контрастирует почвенное, яркое народно-жанровое начало, смело оттеняющее более
субъективные
435
и
более углубленные стороны образного содержания. Для воплощения подобного круга
образов Пёрселл тяготел, особенно в последние годы, к композиции в целом
крупного плана (однако при камерности ее разделов и выписанности деталей) : в
светской музыке со словом она была осуществима в театре, в инструментальной
музыке — в циклических формах.
В
этом свете театральные работы Пёрселла представляются поисками не столько
нового синтетического жанра как такового (то есть собственно оперы),
сколько новых возможностей для реализации близкого ему мира музыкальных образов
— от немногих единичных (в пьесах с малым участием музыки) до более
значительного их круга и, наконец, до целостной музыкальной концепции. Там, где
эта целостная концепция совпадала с фабульными рамками пьесы, Пёрселл создавал оперу
(«Дидона и Эней»), хотя бы общие художественные достоинства текста и были
несравнимо ниже его образного замысла. Там, где такая концепция у композитора
возникала, но в большой мере не зависела от развития фабулы, он только шел к
опере, но не стремился ее создать, ибо в пьесе далеко не все было близко
его образному мировосприятию («Королева фей»). Замечено, что с годами Пёрселл
все охотнее писал музыку для театра и расширял ее роль в спектаклях. Однако
после «Дидоны и Энея» (1689) он лишь приблизился к опере в «Королеве фей»
(1692) и создал ряд произведений, которые называют «полуоперами» (1690—1695),
много раз возвращаясь в то же время к сочинению музыки для драматических
спектаклей. Иными словами, здесь не было последовательного пути
композитора именно к опере, к особому музыкально-тральному жанру, и
связь музыки — театра оставалась у него подвижной, как у музыканта, ищущего в
театре то, что ему близко.
Предыдущая Следующая