Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
это можно возразить, что драматический театр в эпоху Реставрации, да еще
представленный в большинстве случаев не лучшими драматургами, известный
безвкусными и бесцеремонными переделками Шекспира, не мог удовлетворить
творческие запросы такого глубокого и тонкого художника, как Пёрселл. И
следовательно, композитору просто предоставлялось мало возможностей создать
оперу. Все это так. Однако в истории известны бессчетные случаи сочинения опер
на неудовлетворительные тексты либретто, причем это относится и к первоклассным
композиторам мира. Непреодолимое стремление создать именно оперу,
творчески высказаться в этом, а не ином жанре помогало оперным мастерам
игнорировать слабости либретто, тем более что это обычно происходило в пору
зрелости оперного искусства и глубоко разработанной оперной драматургии как
драматургии в первую очередь музыкальной. Во времена Пёрселла оперная драматургия
лишь зарождалась, а в его стране самый жанр едва заявил о себе. У Пёрселла,
видимо, не было непреодолимого желания высказаться именно в опере, а
действовала скорее сильнейшая творческая потребность высказать нечто свое,
близкое, уже
436
становящееся,
но еще всецело поддающееся развитию в мире музыкальных образов. По разным
причинам он редко, только в исключительных случаях находил для этого
возможности в современном английском театре.
На
протяжении 1680—1695 годов Пёрселл много работал для театра, около пятидесяти
раз участвуя в сочинении музыки к спектаклям. Но к 1689 году, когда ему
представилась возможность создать оперу, он пока лишь в небольшой мере мог опираться
на свой опыт в этой области. Вместе с тем в Англии еще была жива традиция маски
как большого зрелищного спектакля и возникал обычай вставлять маски-эпизоды в
драматические спектакли (в том числе в переработки пьес Шекспира). Учитель
Пёрселла Джон Блоу назвал свою оперу «Венера и Адонис» (до 1687 года — более
точной даты нет) просто маской. Тем не менее, хотя она предназначалась для
«самодеятельного» исполнения в узком придворном кругу, она уже была
оперой. Возникали и другие опыты создания английских оперных произведений, но,
по-видимому, еще малосамостоятельные и невысокой художественной ценности.
Всего за три года до оперы Пёрселла в Лондоне прозвучала, как упоминалось,
первая лирическая трагедия Люлли. Итак, автор «Дидоны и Энея» имел перед собой
живые примеры традиционной маски, первые опыты создания английской оперы,
представления об итальянской (венецианского образца) и французской оперных
школах.
Предыдущая Следующая