Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Все
эти примеры были так или иначе действенны для Пёрселла, который отнюдь не
отмахивался от созданного другими, когда работал над своим оперным
произведением. Следы связи с масками, например, или с композиционными
особенностями итальянской оперы нетрудно обнаружить в партитуре «Дидоны и
Энея». Но Пёрселл, в свои тридцать лет, оказался самостоятельным и
оригинальным художником, а его произведение осталось уникальным в оперной
культуре XVII века. Необычайная
одухотворенность лирики, достигающая высот трагического, развитие личной драмы
на ярком фоне национально-колоритной фантастики или народно-жанровой стихии —
эти свойства единственной «полной» оперы Пёрселла в своей совокупности больше
не повторялись нигде в XVII—XVIII веках.
Опера
«Дидона и Эней» предназначалась для исполнения в специфической обстановке
закрытого учебного заведения: ее заказал Пёрселлу для ученического праздничного
спектакля учитель танцев Дж. Прист, содержавший женский пансион. Женские роли
было предположено поручить воспитанницам пансиона, для мужских требовались
певцы, приглашенные со стороны. В публичном театре опера Пёрселла при его жизни
так и не была исполнена.
Быть
может, эти особые, почти камерные условия исполнения в некоторой мере
определили относительную скромность масштабов оперы, концентрированность ее
музыкальных форм, отсутствие тех или иных длиннот. Но и помимо каких-либо
внешних ус-
437
ловий
все это было как раз близко Пёрселлу, соответствовало его творческим
намерениям. Что касается содержания оперы, ее образного строя, ее концепции в
целом, то в этом смысле ни малейших скидок на уровень и возраст исполнителей (и
возможных слушателей) композитор, по всей видимости, не мыслил. Как всегда у
него, общий благородный, серьезный тон драмы и жизненно-яркий характер жанровых
сцен, по существу, были далеки от фривольности тона и развлекательного
«изобретательства» фабулы, характерных для театра Реставрации.
Либретто
«Дидоны и Энея» написано второстепенным драматургом Н. Тейтом по «Энеиде»
Вергилия, хотя действие драмы перенесено в обстановку, далекую от античности,
от Карфагена (Дидона) и Трои (Эней) и традиционную для английского театра.
Пёрселл нашел у Тейта близкие для себя возможности (не более!), чтобы создать
цельную музыкальную драму и раскрыть ее в музыкальных образах глубоко
индивидуального или характерно-национального плана. Разумеется, музыка Пёрселла
высоко поднялась над текстом Тейта, но автор либретто не мешал композитору — и
это уже было немаловажно!
Предыдущая Следующая