Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
С
внешне-композиционной стороны в опере «Дидона и Эней» можно найти все
достижения итальянской и французской оперных школ к тому времени: развитую
ариозность при концентрации тематизма, зрелые формы речитатива (как у
венецианцев), участие хора, балеты, тип увертюры (как у Люлли). Но по существу,
и слагаемые оперной композиции, и художественная концепция целого у Пёрселла
скорее отличают его глубоко оригинальное творение от современнейшему итальянских
и французских опер, чем сближают его с ними. В отличие от Кавалли, Чести,
молодого Алессандро Скарлатти Пёрселл далек от крепнущей тогда тенденции к
воплощению в музыке оперы круга типичных эмоций в типичных ситуациях — этого
всеобщего принципа оперной драматургии в Италии к концу века. Для автора
«Дидоны и Энея» важно иное: художественное взаимодействие мира лирических
образов личной драмы — и мира колоритных сказочно-фантастических и
народно-жанровых образов. Сам по себе локальный колорит, проступающий в сценах
ведьм (не из Карфагена, а из английского фольклора) или матросов (танец и песня
в народном духе), еще более оттеняет и выделяет значение психологической драмы.
В отличие от Люлли Пёрселл избегает самодовлеющей декоративности: его хоры, его
балеты всецело подчинены общему замыслу произведения с основными контрастами
двух групп образов. Композитор отказался от большого аллегорического пролога,
традиционного в оперных спектаклях и соответственно подготовленного
либреттистом. Можно заключить в итоге, что концентрация образности происходит
в опере Пёрселла не только в пределах каждой замкнутой композиционной единицы
(арии, хора, танца), но и в более широком масштабе основных образных
противопоставлений, то есть в музыкальной драматургии целого.
438
Увертюра
к «Дидоне и Энею» состоит из двух частей: небольшого Adagio (всего 12 тактов) и бурного, моторного Allegro moderato. Ничего условного, торжественного здесь нет. И хотя
увертюра не имеет прямых тематических связей с оперой, она, вне сомнений,
близка миру ее образов, будучи проникнута внутренним драматизмом. Избранная
ладотональность (c-moll) всецело характерна в этом смысле для XVII—XVIII веков.
Первая, медленная часть, в отличие от помпезно-маршевых аккордовых вступлений
в увертюрах Люлли, полна субъективного чувства: печально-лирический строй
музыки резко нарушается сильными аккордами в шестом и девятом тактах (доминанта
g-moll, взятая
внезапно или подготовленная уменьшенным септаккордом) — вторжением грозного
драматизма. Вторая часть увертюры как бы противопоставляет непосредственности
лирического высказывания драматический динамизм более общего характера,
словно беспокойную атмосферу драмы (пример 139).
Предыдущая Следующая