Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
пределах первого акта сопоставлены две контрастные картины: одна, целиком
связанная с развитием личной драмы, и другая, обнажающая злые колдовские силы,
противостоящие счастью героев. Вся композиция первой картины подчинена единому
эмоционально-психологическому замыслу: от печали, сомнений, томления любви — к
успокоению, просветлению, радости, торжеству. Дидона любит Энея и еще не
уверена в нем. Наперсница утешает ее, к ней присоединяется хор. Здесь нужно
выделить песню печальной Дидоны, песню-жалобу (все еще сохраняется тональность,
увертюры c-moll), скорее
нежную, чем патетическую, с трогательными интонациями-вздохами, с паузами на
первой и акцентами на второй доле такта, с утонченностью синкопированной
мелодики в заключительных ее фразах на остинатном басу. Эта печаль еще не
трагична. Арии Дидоны контрастируют быстрая ария Белинды в до мажоре: ее
светлый, радостный характер определяется любопытным сочетанием выразительных
средств — фанфарных и «юбиляционных» интонаций с легкостью движения и мягкостью
звучаний. Появляется Эней. Звучит хор во славу Купидона. Эней любит Дидону,
влюбленных ждет счастье. Картина заканчивается «Триумфальным танцем» —
традиционной чаконой. Помимо всего прочего, уже в пределах этой картины Пёрселл
обнаруживает высокое мастерство хорового письма и свободу в выразительной трактовке
хора. Гомофонный по характеру, ритмически своеобразный женский хор (с дуэтом),
как хоровая песня в национальном колорите, совсем непохож на хор, обращенный к
Купидону, полифонический, в традиционном изложении и вместе с тем
легкоподвижный.
Вторая
картина первого акта по-своему весьма колоритна и представляет мрачный, темный
контраст по отношению к первой. Действие происходит в пещере ведьмы, куда
собирается целый сонм злых колдуний — все традиционные образы английской
сказочности, а ко времени Пёрселла и традиционно-шекспировская ситуация.
Аккордовое инструментальное вступление (Len-
439
to, f-moll) звучит строго, величественно, веско, даже жестко
(диссонансы с секундами в верхнем регистре). Партия ведьмы-корифейки написана
для мужского голоса, и в ее общем складе господствуют черты, характерные для
оперных заклинаний, призраков, всяческих воплощений роковой злой силы, — соединение
резких интонаций с «оцепенелостью», статикой всего звучания. Ведьмы готовят
погибель Энею: он вынужден будет покинуть Карфаген, введенный в заблуждение
злым духом в образе Меркурия, а затем буря потопит его корабль. Особое впечатление
должен был производить хор злобно хохочущих ведьм (Allegro vivace, стаккато на слог «хо»). Вся сцена, а тем самым и
первый акт оперы заканчивается хором и танцем фурий. Пёрселл, надо полагать, не
знал давнюю оперу Ланди «Святой Алексей». Но там уже была намечена сходная
ситуация: балет злорадствующих демонов в адской пещере.
Предыдущая Следующая