Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Второй
акт начинается светлыми идиллическими сценами в роще, после которых еще острее
воспринимается последующий драматический перелом, приводящий затем к
катастрофе. Дидона, Эней и их приближенные испытывают счастье близости к
природе; в сольных выступлениях и при участии хора выражается чувство мирной
радости при созерцании всего окружающего. Здесь много песенного в вокальных
партиях. Охота, которая увлекла отважного Энея, заканчивается его торжеством;
он поразил крупного зверя. Разражаются буря и гроза (козни ведьм!). Все
покидают рощу. Энея задерживает Меркурий, вернее, злой дух в его образе. Герой
узнает, что по воле Юпитера он должен покинуть Карфаген и отправиться со своими
кораблями в путь. Совершается решающий драматический перелом: с вершины
счастья — к катастрофе. Монолог-жалоба Энея — одна из кульминационных сцен во
всем произведении: гибкая, выразительная, с интонационными обострениями
декламация, местами «распевающая» мелодию, стоит как бы на грани речитатива и
ариозо. Драматизм этот глубок, но, как и всегда у Пёрселла, негромок, лишен
внешней экспрессии, тонко детализирован в каждой горестной интонации. В
сохранившихся нотных материалах второй акт оперы заканчивается этим монологом.
В либретто за ним следует еще сцена торжествующих ведьм с танцами нимф.
Традиция требовала подобного завершения. Отказался ли от него Пёрселл,
пренебрегший традицией, или просто музыка последней сцены по какой-либо причине
не сохранилась — об этом еще спорят. Судя по всему, что мы знаем о музыкальном
искусстве той поры, второе предположение, вероятно, более правомерно.
Третий,
последний акт оперы, как и первый, состоит из двух резко контрастирующих
картин, причем общее драматическое развитие идет в обратном направлении: от
простодушного (или злорадного) веселья — к скорби, отчаянию, разлуке и смерти.
Музыкальные контрасты здесь в особенности поражают, ибо кульминация
трагического чувства наступает после наиболее динамичных жанровых сцен, и
полное погружение в субъективно-
440
лирический
мир Дидоны в ее предсмертной жалобе воспринимается с предельной остротой в
сравнении, например, с брутальным, «фольклорным» танцем матросов.
Предыдущая Следующая