Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Первая
картина третьего акта — чисто английская по колориту. На берегу моря перед
отплытием кораблей Энея веселятся матросы. Их танец, их песня представляют
прекрасные образцы народно-жанровой музыки у Пёрселла. Пляска матросов тяжеловата
и полна живой силы. Простая и лапидарная музыка вместе с тем воспринимается в
ее особенности — прежде всего благодаря размашистым синкопам, своего рода
лихому топоту ритма несомненно фольклорного происхождения (пример 140). В этой же
картине появляются ведьмы: хор и балет колдовских сил, торжество зла.
Вторая
картина завершает оперу, причем драматическая развязка становится здесь
одновременно и кульминацией трагизма. Дидона расстается с Энеем и не желает его
задерживать, даже если он способен ради нее воспротивиться воле богов. Глубина
ее горя выражена в последней, предсмертной арии — истинном шедевре Пёрселла,
одной из высочайших вершин всей музыки XVII века. Необычайно выразителен и предшествующий, тесно
связанный с ней речитатив. Если в арии мелодия включает в себя и декламационные
обороты, то в речитативе, который вливается в нее, выразительнейшая декламация,
вплоть до малых интонационных ячеек, проникнута таким единством, такой последовательностью
развития, что по силе и «сгущению» эмоции не уступает ариозным формам. Ария
Дидоны (g-moll) подлинно
трагична, в особо пёрселловском понимании трагизма. Ее мелодия удивительно
индивидуальна. Мягкие и в то же время острые, нервные ее изгибы чередуются с
возгласами-вздохами, вырывающимися из глубины сердца и достигающими высокой
кульминации, а когда голос Дидоны стихает, струнные еще более обостряют ее
жалобу своей хроматической мелодией, всецело насыщенной вздохами. Впечатление
остроты горя и хрупкости образа и подчеркивается, и сдерживается строгой
основой basso
ostinato (здесь медленная, мерная,
хроматически нисходящая линия басов) — традиционным в Англии приемом гроунда. Мелодия
на редкость, до прихотливости ритмически свободна и гибка — басы, как роковая
неотвратимость, ведут свою линию, удерживают свой ритм, все время возвращаясь к
одной скорбной формуле. В виде исключения в этой арии выписаны все
сопровождающие голоса (партии струнных смычковых), тогда как в преобладающем
большинстве случаев Пёрселл ограничивается цифрованным басом. Это необходимо:
инструментальные голоса тоже поют, а в постлюдии они перенимают нисходящие
хроматизмы баса и как бы «допевают» все до конца, замыкая целое (пример 141).
Предыдущая Следующая