Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Образы
скорби или угасания, любовной жалобы или зимнего оцепенения, какими бы нежными,
мягкими они ни были, порой обладают у Пёрселла особой силой внушения, скрытой
остротой, если можно так сказать. И тогда они становятся трагичными как
441
музыкальные
образы, где бы они ни появлялись — на сцене или вне ее, в трагической коллизии
или когда она уже разрешена. Даже пейзаж Пёрселл способен воспринимать
трагически, как гнетущее состояние зимы, как сон оцепеневшей природы, подобный
смерти: такова ария Зимы в «Королеве фей». Ария-lamento Дидоны принадлежит к кругу сильнейших трагических
образов Пёрселла с присущим ему слиянием глубины и индивидуальной тонкости,
даже хрупкости в их воплощении.
Оперу
завершает полифонический хор, оплакивающий погибшую Дидону, но печаль эта
легка и светла: она приходит уже извне трагедии.
Другие
работы Пёрселла для театра то более или менее приближаются к «Дидоне и Энею» по
жанровым признакам, то отходят дальше, в сторону драматического театра с
музыкой. Притом главная ценность, основной художественный интерес их всегда
сосредоточены в музыкальной образности — даже если концепция целого выражена
слабо из-за ограниченной роли музыки в спектакле.
На
первое место по близости к оперному жанру обычно ставят у Пёрселла «Королеву
фей» — обширную партитуру, содержащую многочисленные музыкальные номера к
пятиактной пьесе, которая является переработкой комедии Шекспира «Сон в летнюю
ночь». Далеко не весь текст пьесы положен на музыку, но вместе с тем то, что
получилось у Пёрселла, отнюдь не сводится к опере со словесными диалогами.
Музыкальные номера целыми группами рассредоточены в различных частях каждого
из пяти актов, тогда как словесный текст в значительных масштабах исполняется также
вне музыки. В большинстве случаев музыкальные сцены образуют нечто вроде
традиционных масок внутри спектакля.
Эффектное,
зрелищное представление, феерическое и комедийное, фантастическое,
аллегорическое и развлекательное, «Королева фей», в сущности, лишь внешне
опиралась на Шекспира, а обильные включения масок в ее текст призваны были
усилить впечатление праздничности грандиозного занимательного зрелища. Пёрселл
очень широко понял свою задачу и насытил музыкой все сцены, которые были на нее
рассчитаны. Но композитор не остался бы самим собой, если б он внутренне
подчинился предложенному (не шекспировскому!) тексту и ограничил себя музыкальной
его иллюстрацией.
Предыдущая Следующая