Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
За
видимой пестротой и многоликостью не только всего спектакля в целом, но и
самих его музыкальных частей стоит цельная система музыкальных образов
Пёрселла. В различных воплощениях мы найдем здесь его скорбные, омрачненные,
трагические образы, как бы виды его lamento.
Ряд образов жанровых, колоритно-народных, с яркой национальной окраской богато
представлен в «Королеве фей». Образы картинные, живописные или изобразительные
всегда подлинно выразительны. Композитор создает музыку, олицетворяющую времена
года, передающую торжество света или глубину ночи, — и вся она проникнута
442
силой
чувства, которое неотделимо от образа, вся она носит яркий отпечаток творческой
индивидуальности автора. И еще одна группа образов выступает в «Королеве фей»
— не просто жанровых, а комических, буффонных, на которые как бы наводит текст
пьесы.
В
музыке «Королевы фей», наряду с ариями, ансамблями, хорами, есть и множество
инструментальных номеров, в том числе картинно-выразительных, а также балетных.
Их образность, чаще не зависящая от слова, столь же определенна и ощутима, как
в вокальных номерах.
Перед
началом спектакля звучат четыре пьесы для струнных инструментов, своего рода
сюита, хотя первая пара пьес (Прелюд и Хорнпайп) названа «Первой музыкой», а
вторая (Ария и Рондо) — «Второй музыкой». Все это в целом как бы вынесено за
пределы представления. И лишь затем исполняется увертюра из двух частей (D-dur, струнные и
трубы): торжественной фанфарной, светло-триумфальной — и живой, легкой полифонической.
Первое действие пьесы развертывается без музыки, и только к концу его звучит
идиллический дуэт, воспевающий жизнь на лоне природы, и разыгрывается
музыкальная сценка пьяного поэта-заики, заблудившегося в лесу и попавшего в
царство фей, которые забавляются, смеясь над ним. Здесь налицо и нарочито
простоватая буффонада в образе поэта, и изящная, колоритная скерцозность в хоре
фей. В заключение первого акта исполняется мелодичная жига, которая приобрела в
Англии широкую и долгую популярность.
Музыка
второго акта связана с двумя контрастными группами образов — лесной идиллии и
аллегории Ночи, словно двумя масками внутри действия. В первой из них сильны
картинно-изобразительные моменты, из которых вырастает поэтическая образность.
Хор, балет, ариозность — все колоритно, проникнуто поэзией природы, подчинено
единому, светлому строю чувств. Здесь и «Концерт птиц» с темой «щебетания»
(цикл вариаций на basso ostinato), и хор, и балет с
характерными перекличками эха, и другие колоритно-изобразительные моменты,
потребовавшие многих оркестровых тонкостей темброво-регистрового и фактурного
порядка. Вся эта маска в целом, если ее можно так назвать, по своему светлому
образному строю противостоит явлению Ночи с сопутствующими ей Таинством, Тайной
и Сном. Каждый из аллегорических персонажей исполняет по арии, причем колорит
звучания все темнеет к арии Сна и хору за ним (потом следует еще общий
заключительный танец усыпления). Как ни значительны достоинства музыки в этой
сцене, над всем возвышается ария Ночи (c-moll, 3/2,
медленный темп), строгая, величавая, в сопровождении струнных с сурдинами. Тут
все — и полифония струнных в складе a cappella, и
пластичная широкая мелодия вне декламационных возгласов, и мерное, медленное
движение — служит созданию не драматического напряжения, а особого,
трагического спокойствия, свойственного именно Ночи.
Предыдущая Следующая