Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
443
Третье
действие несколько интермедийно по отношению к предыдущему и последнему (если
иметь в виду его первую, музыкальную часть). Музыка сосредоточена в «сцене на
сцене», то есть в маске, которая разыгрывается перед Ткачом по требованию
Титании и соединяет фантастику с комедийностью. Здесь есть и «своя» увертюра, и
выступления дриад или Нимфы с песней или арией, танцы фей и «зеленых людей»,
буффонный дуэт Коридона и Мопсы, танец жнецов... В заключение третьего акта
звучит Хорнпайп.
Музыкальная
образность в четвертом акте — иного плана. Прославление восходящего солнца,
олицетворяемого Фебом на колеснице, и выступления перед ним Времен года
побуждают Пёрселла сопоставить яркие «триумфальные» образы, торжественные,
даже героические, с иными, лирически сосредоточенными, драматизированными,
порой трагическими. Пятичастная «симфония» в D-dur открывает
этот ряд сцен. В ней чередуются торжественно-трубные, радостные и светлые
быстрые части (первая, четвертая) с совершенно иными: третья часть (Largo, h-moll) проникнута чувством возвышенно-поэтической скорби, в
пятой части (Adagio, D-dur) растет
драматическое напряжение. Вторая часть цикла — спокойная, «раздумчивая»
полифоническая Канцона. Вряд ли подобная композиция могла быть строго
подчинена программной задаче: прославлять, живописуя, восход солнца,
нисхождение Феба с небес на землю. Пёрселл создал оркестровый цикл
самодовлеющей ценности-, охватывающий круг контрастных между собой образов,
наподобие наиболее перспективных инструментальных циклов своего времени. Далее
звучат еще музыкальные номера, прославляющие восходящее солнце (дуэт, ария,
хор).
Перед
богом солнца появляются и проходят одно за другим Времена года: Весна, Лето,
Осень и Зима. Светлый, поэтический образ Весны создает пластичная, гибкая
мелодия сопрано в сопровождении одних струнных (ария h-moll). Сельской
идиллией, легким танцем кажется Лето (ария G-dur, альт с гобоями).
Меланхолической грустью дышит лирическая Осень (ария e-moll, тенор и
солирующие скрипки). Скорбное, смертельное оцепенение воплощает Зима (ария a-moll, бас со
струнным квартетом). Ария Зимы, вне сомнений, выделяется как эмоционально-образная
вершина в этом ряду Времен года. Чувство мучительной, острой, но скованной
скорби сгущено в ней до предела, дано в суровом, «ужесточенном» выражении.
Хроматическая остинатность проникает все голоса струнного квартета, ни одна
интонация не дает выхода в более светлый мир чувств, партия баса хранит темный
общий колорит, движение стеснено, воля бессильна. Конечно же это — выражение, а
не изображение страшного, ледяного оцепенения Зимы. Оно целиком принадлежит
Пёрселлу, как созданный им образ.
Предыдущая Следующая