Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Пятый
акт носит в целом праздничный, славильный характер: совершается бракосочетание
трех влюбленных пар. Чего тут только
444
нет!
И блестящая поздравительная ария Юноны, и фантастический китайский сад
блаженства, воспеваемого Китайцем и Китаянкой, и танец шести обезьян в этом
саду, и выход Гименея, и виртуозные арии ликования (с колоратурными пассажами и
блестящим «концертированием» трубы), и заключительная большая балетная
чакона... Но ничто из этой музыки не сравнимо с «Жалобой», которая вторгается
странным диссонансом в общую атмосферу столь «апофеозного» акта. Даже
сценический повод к ней кажется каким-то случайным. В начале счастливого
свадебного празднества, после арии Юноны, по просьбе Оберона должна быть
исполнена песня о несчастной любви — именно «Жалоба» (то есть буквально lamento). Вот и звучит ария сопрано (с сопровождением
солирующей скрипки) «О дайте мне плакать» — не от лица какого-либо персонажа, а
просто как лирическая вставка. Это один из самых высоких примеров выражения
трагического начала у Пёрселла. Характерные приемы музыкальной речи и
формообразования в конечном счете сходны с другими образцами lamento, но их соотношение и облик целого, как всегда,
неповторимы. Минор (d-moll), медленное, мерное движение инструментальной партии,
нисходящие хроматизмы в остинатном басу (с отступлениями от него в средней
части формы da capo), начальные декламационные
обороты в мелодии голоса, тяжелые паузы на сильных долях, пение скрипки, когда
голос замолкает... Все как будто бы выдержано в пёрселловском типе lamento. Но здесь нет той неумолимой концентрации образных
черт, какая осуществлена в арии Ночи, и отчетливее выражены две стороны образа:
остро воспринимаемая обреченность, роковая непреодолимость горестной участи — и
нежная, покорная лирическая жалоба, в которой человеческому голосу еще
отвечает скрипка. Ночь — Зима — Жалоба — различные воплощения трагических
образов у Пёрселла в «Королеве фей» (пример 142 а, б, в).
Советский
исследователь творчества Пёрселла склоняется к тому, что «Королева фей» с его музыкой
— вполне оригинальная форма полноценной английской оперы с необходимой
цельностью музыкальной концепции, определяющей именно оперную драматургию 11.
Цельность концепции В. Дж. Конен видит в единстве музыкально-образного строя, в
тональных соотношениях как на близком, так и на далеком расстоянии, во всем,
что следует оценить как «интонационную фабулу» в этой музыке Пёрселла. Можно
согласиться с тем, что образная система композитора полно и в ее внутреннем
единстве представлена в «Королеве фей». Можно даже усмотреть здесь цельность
музыкальной концепции. Но это именно музыкальная, а не оперная концепция,
потому что многочисленные номера, как можно было убедиться, не имеют единого
хотя бы намеченного сюжетного стержня, а в пьесе, помимо них, остается
Предыдущая Следующая