Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
11 См.: Конен В. Пёрселл и опера, указ. изд.
445
изрядная
доля словесного текста, возникают новые сцены и эпизоды, идет развитие
действия, остающегося вне музыки.
К
числу полуопер у Пёрселла относят четыре крупных произведения: «Пророчица, или
История Диоклетиана» (по пьесе Ф. Бомонта и Ф. Мейсинджера с добавлениями Т.
Беттертона, 1690), «Король Артур, или Британский герой» (текст Дж. Драйдена,
1691), «Буря, или Очарованный остров» (текст Дж. Драйдена, У. Давенанта и Т.
Шедуэлла, переработка пьесы Шекспира, 1695), «Королева индейцев» (текст Дж.
Драйдена и Р. Хейуорда, 1695). Из них наименее интересна последняя пьеса.
Сюжет
«Пророчицы» (действие происходит в Древнем Риме и Персии) побуждал к устройству
эффектного репрезентативного . спектакля, а для Пёрселла давал возможности
создания больших музыкальных сцен. В «Пророчице» очень много музыки. Помимо
отдельных инструментальных номеров и арий особого внимания заслуживают крупные
хоровые сцены, включающие также сольные и ансамблевые фрагменты, при широко разработанной
партии оркестра. Таковы картины триумфа Диоклетиана, который провозглашается
императором Рима (во втором акте), сцена победоносного сражения войска
Диоклетиана с персами (четвертый акт) и заключительная разросшаяся маска
самостоятельного содержания (финал).
«Король
Артур» интересен национальным характером сюжета при обычном тогда сочетании
историко-легендарных, эпических и фантастических сюжетных мотивов. В первом
действии содержатся две большие музыкальные картины. Первая из них (из пяти
номеров) — это обряд языческого жертвоприношения в воинском лагере саксов и
последующая сцена варварского пиршества. Вторая картина связана с окончанием
победоносного сражения бриттов с саксами. Возникающий образ победителей
благороден, суров, мужествен (хор бриттов, обращенный к врагам) — он
противостоит той характеристике саксов, которая сложилась в музыке первой
картины. Во втором действии музыка связана с фантастической и пасторальной
сценами.
Третий
акт содержит одну, но очень обширную музыкальную сцену —
фантастико-аллегорическую. Все заморожено вокруг в стране вечного Холода —
природа, живые существа; Купидон, спустившийся на землю в колеснице, и Гений
Холода, поднявшийся из-под земли, спорят между собой. Но Купидон побеждает, и
под его благотворным влиянием теплеет воздух, сходят снега, воскресает природа,
оживают люди. Мирный дуэт Купидона и Гения Холода и радостный хор «Нас согрела
любовь» завершают сцену. Из нее особенной известностью пользуется монолог Гения
Холода — весьма оригинальный по найденным приемам выразительности: тремоландо в
оркестре, тремоландо в басовой вокальной партии, сначала декламационно поднимающейся
по полутонам, необычность гармоний (уменьшенные септаккорды, увеличенные
трезвучия, другие диссонансы, отчасти линеарного происхождения) — все это
создает таинственный,
Предыдущая Следующая