Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
446
странный
эффект леденящей дрожи, неодолимого трепета.
В
четвертом акте «Короля Артура» тоже царит фантастика. Здесь особенно интересно
задумана сцена искушения Артура и его спутников в очарованном лесу. Это динамичная
пассакалья со многими вариациями, сначала инструментальными (струнные и гобои),
затем вокальными (соло, дуэт, трио с хором), богатыми по многообразию средств
выразительности, понимаемых свободно, но все же не разрушающих цельность формы.
Пятый акт только завершается грандиозным музыкальным апофеозом — целой маской,
в прямой и аллегорической форме восхваляющей величие, героизм и мощь Британии.
Тут звучит и пасторальная, и гимническая музыка, свободная, однако, от
официозной торжественности, вызывающая в научной литературе сравнения с
аналогичными образами Генделя.
Музыка
к «Буре» (в которой осталось весьма мало шекспировского) неравномерно
распределена по пяти актам пьесы и обнаруживает — при всех достоинствах —
заметную связь со стилем итальянской оперы того времени. Последнее сказывается
в виртуозно развитой ариозности, отчасти в обращении к речитативу secco. После увертюры музыка замолкает до второго акта. Во
втором акте есть дуэт двух дьяволов, блестящая басовая ария «Поднимайтесь,
подземные ветры» и танец Ветров (с мелодией, заимствованной из лирической
трагедии Люлли «Кадм и Гермиона»). Среди песен Ариеля в третьем акте
по-пёрселловски оригинальна песня с хором на подлинный текст Шекспира «Отец
твой спит на дне морском» с ее поэтическими звукоизобразительными тенденциями
(море, похоронный звон) и выдержанным настроением беспокойной, гнетущей, чуть
таинственной скорби. Четвертый акт содержит всего лишь два музыкальных номера,
а в пятом дело ограничивается заключительной маской Нептуна и Амфитриты, в
которой преобладают сольные вокальные номера по преимуществу виртуозного
склада.
В
итоге «Бурю» трудно даже назвать «полуоперой». Скорее это музыка к пьесе, быть
может лишь выделяющаяся среди аналогичных работ композитора не столько по
масштабам, сколько по невольным «шекспировским» ассоциациям. Что касается
проступивших здесь связей с итальянским музыкальным искусством, то композитор
вполне осознавал их, как явствует также из его предисловия к трио-сонатам,
опубликованным еще в 1683 году: Пёрселл высоко ценил итальянскую, музыку и
стремился привить своим соотечественникам вкус к ней. Немного позднее, на
примере инструментальных его произведений, в первую очередь трио-сонат, мы
убедимся в том, что несомненная связь композитора с искусством итальянских мастеров
оплодотворила его творческую мысль, помогла овладеть новыми прогрессивными
жанрами своего времени, не ослабив, однако, яркой художественной
индивидуальности Пёрселла.
Предыдущая Следующая