Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Среди
других многочисленных работ композитора для театра есть и более обширные, и
совсем небольшие (всего несколько песен
447
или
инструментальных номеров). Выбор драматических произведений очень широк:
«Теодозиус, или Сила любви», «Цирцея»,-«Амфитрион», «Распутник» («Дон-Жуан»),
«Дон-Кихот», «Мальтийский рыцарь», «Эдип», «Тимон Афинский», «Бондука, или
Английская героиня» и т. д. и т. д. Трагедии, комедии, пьесы по известным
романам, переделки Шекспира, античных драматургов, всевозможные другие
адаптации — едва ли не все, что могло идти на сцене в эпоху Реставрации, так
или иначе снабжалось музыкой — и Пёрселл часто писал ее, невзирая при этом на
качество пьесы и свободно поднимаясь над ее уровнем.
Судьба
английского музыкального искусства после Пёрселла не раз служила и еще
продолжает служить темой для обсуждения в научной литературе. История
английской музыки не оборвалась на Пёрселле, но у него не было сколько-нибудь
достойных продолжателей. Вместе с тем блистательно работавший в Англии Гендель
в какой-то мере опирался на его творческое наследие. И при Генделе, и в
дальнейшем на родину Пёрселла устремлялись крупнейшие европейские артисты; в
Лондоне помимо многих десятков иноземных композиторов выступали Глюк, Гайдн, Моцарт.
Английская мысль о музыке была очень значительна в XVIII веке. Тем более парадоксальным представляется состояние
музыкального творчества в стране, уже владевшей богатыми музыкальными
традициями и только в недавнем прошлом выдвинувшей своего великого художника.
Нередко
высказываются суждения о том, что крайности пуританского движения подорвали
основы профессионального музыкального развития в Англии или что эпоха
Реставрации, в свою очередь, не способствовала процветанию серьезного
национального искусства. Но само появление Пёрселла, казалось бы, снимает эти
доводы! В. Дж. Конен в названной нами монографии развивает соображения о том,
что отсутствие в Англии таких форм придворной культуры, какие существовали
тогда в итальянских и даже немецко-австрийских центрах, помешало на первых
этапах развитию оперного искусства, для которого не нашлось, так сказать, материальной
основы: поэтому, мол, и Пёрселл как оперный композитор не смог создать
творческой традиции. Однако автор «Дидоны и Энея» как музыкант и вне оперы не
нашел крупных последователей в своей стране. Не значит ли это, что множество
причин действовали в одном направлении и именно в сумме своей они оказались
непреодолимыми?
Предыдущая Следующая