Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Начало
этому было положено еще на рубеже XV и XVI веков Хуаном дель Энсиной в его эклогах и
репрезентасьонес. В XVI веке за ним последовали поэт Лукас Фернандес и
драматург Хиль Висенте. Фернандес еще в 1510-х годах положил на музыку свои
«Диалоги для пения» в виде небольших сценок с мелодиями популярных вильянсикос
и с элементами музыкальной декламации под инструментальное сопровождение. Хиль
Висенте (родом португалец, писавший на кастильском языке) ввел музыку в большие
феерические спектакли, весьма точно обозначив ее участие в драме. Сама музыка
не сохранилась. Но по указаниям автора и на основе имеющихся сведений о составе
исполнителей (певцы, ансамбль арф, виуэлы и другие), потребных для такого рода
постановок, можно судить о значительной роли музыки в спектаклях Висенте. Во
всяком случае, в итоге его деятельности (ум. ок. 1536 года) за музыкой было
упрочено ее место в испанском драматическом театре: со временем вставные
музыкальные ансамбли в начале пьес и балеты в финалах стали традиционными.
449
Постоянно
интересовался музыкой и драматург Д. С. де Бадохос, уделивший ей большое
внимание в своих пьесах (1554).
Развитие
светского театра в Испании затормозилось в период Контрреформации Инквизиция
преследовала театр. В список запрещенных книг попали некоторые сочинения Энсины
и почти . все произведения Висенте. И в то же время в духовных представлениях
явно усилилась тяга к музыке, к танцам, словно не находившая себе выхода в
чисто светском искусстве. В 1561 году в Мадриде было издано весьма своеобразное
произведение Петро Суареса де Роблеса «Танец о рождении Иисуса Христа в
пасторальной манере». Пьеса исполнялась в храме: пастухи танцевали под звуки
труб и других инструментов, ангелы пели вильянсико.
Так
или иначе музыка вошла в театр и он уже не расставался с ней. Крупнейшие
драматурги, создавшие мировую славу испанского театра, Лопе де Вега и Кальдерон
не только вернули музыке ее место в светских представлениях, но и всемерно
углубили ее значение. Начиная с драматургии Лопе де Вега (1562—1635) испанская
драма во всех ее разновидностях так тесно соединяется с музыкой, что различие
между любым драматическим спектаклем и особым музыкально-театральным жанром —
сарсуэлой не всегда легко уловить. Во всяком случае одно не подлежит сомнению:
испанский театр с тех пор носит более синтетический характер, нежели, например,
итальянский, и если сарсуэла — еще не опера, то испанская драматургия в целом
больше тяготеет к музыке, чем итальянская и даже французская того времени.
Предыдущая Следующая