Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Трудно
выделить в XVII столетии только определенные
драматические жанры, для которых была бы характерна связь с музыкой. Наряду с
крупными образцами драматургии, включавшими музыкальные номера, развивались
малые музыкально-театральные жанры, театрализованные песни (tonos, tonadas) и
возникла сарсуэла — новый, развитой и синтетический музыкально-театральный
жанр. Порой эти жанровые разновидности как бы смыкаются — грань между ними
может быть и размыта.
Что
касается сарсуэлы, то она первоначально возникла как придворное представление с
музыкой и получила свое название от имени королевского замка (La Zarzuela). К типу сарсуэлы относится спектакль по Пьесе Лопе де Вега
«Лес без любви», поставленный в 1629 году в королевском дворце в Мадриде.
Музыка его не сохранилась. Однако известно, что она занимала в пышном
представлении важное место. В посвящении этой пьесы, когда она издавалась, Лопе
де Вега писал, что его стихи являются наихудшей частью произведения — так он
расценил сарсуэлу в целом. Спектакль действительно отличался большой
постановочной сложностью, декоративностью (аллегорический пролог, сценические
превращения, требовавшие мгновенной смены декораций). Машинно-сценической
частью управлял опытный флорентийский специалист Косме Лотти, который, можно
450
думать,
был тогда в курсе постановочных новшеств молодой итальянской оперы. Оркестр
оставался невидим для публики, и его участие в спектакле имело большое выразительное
значение. Судя по характеру текста, пение чередовалось с диалогами. Сам Лопе де
Вега назвал свою пьесу «Эклогой», по-видимому не придавая ей значения особого
театрального жанра.
Об
участии музыки в пьесах Кальдерона (1600—1681) можно судить полнее. Многие из
них по существу являются сарсуэлами. Так, Кальдерон назвал свою пьесу
«Фалернский сад» (1629) «Празднеством сарсуэлы» («Fiesta de Zarzuela») с музыкой Хосе Пейро. Но и в других случаях, даже
не называя произведение сарсуэлой, испанский драматург с большой тщательностью
указывает, где и какая должна звучать музыка — вокальная или инструментальная.
В некоторых случаях это, видимо, была еще музыка старинной традиции —
мадригально-полифонической. Но ей по ходу действия порой придавался глубокий психологический
смысл, она могла договаривать то, о чем умалчивали герои, раскрывать скрытое и
углублять сказанное. Так, в двух пьесах Кальдерона, в «Чудесном волшебнике» и в
комедии «Дать все — и ничего не отдать», музыка, звучащая за сценой, должна
раскрыть те чувства героев, о которых они сами не решаются говорить (любовное
очарование, признание в любви). В обоих случаях, однако, имя автора музыки
осталось неизвестным. Зато мы знаем, что аналогичную музыку к пьесе Кальдерона
«И Амур не свободен от любви» написал испанский композитор и «королевский
арфист» Хуан Хидальго. Здесь эта музыка тоже не носит оперного характера: она
дополняет и раскрывает драму своими средствами, но не драматизирована по форме
изложения. Например, скрытый за сценой хор должен выразить чувства влюбленной
Психеи, подходящей к спящему Амуру, пока она сама еще не высказала их.
Предыдущая Следующая