Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Иная
сторона драматизма пассионов у Шюца выражена в его хорах. Достойные сравнения с
хорами «Страстей по Иоанну» Баха, они вторгаются в повествование живыми,
вопрошающими, взволнованными или жестокими человеческими голосами, вводят в
саму реальную атмосферу драмы. Выделим в пассионах по Матфею хор учеников
Иисуса (пример 147).
Один за другим вопрошают голоса: «Господи, не я ли, не я ли, не я ли?»
(перед этим Иисус сказал, что один из учеников предаст его). По живости и
естественности этой «сцены» ее легко сопоставить с аналогичным хором в
пассионах по Матфею Баха. Большое впечатление производят у Шюца жестокие
хоровые реплики толпы «Варраву!», которые звучат смертным приговором Христу
(перед тем был
473
вопрос:
кого отпустить из подозреваемых — Христа или разбойника Варраву?). Эти реплики
по музыке различны в пассионах по Матфею — по Луке — по Иоанну, но везде
обладают ударной силой. И в данной ситуации Шюц не достигает баховской остроты
и жестокости, однако мера драматизма и здесь полностью соблюдена в соответствии
с общим характером музыки (пример 148).
Это же определение можно отнести к хорам, требующим распятия («Kreuzige»). Их резкая агрессивность тоже предвещает Баха — и тоже
выражена несколько по-другому. Наконец, в пассионах по Луке у Шюца удивительно
простыми, резкими, лапидарными средствами достигается поистине брутальный
эффект злой силы: «Скажи, кто ударил тебя!»
В
начале и в конце пассионы Шюца обрамлены хорами, словно прологом (он возвещает
тему и источник, то есть соответствующее евангелие) и торжественным эпилогом.
Таким
образом, сдержанные, как будто бы традиционные по музыке пассионы Шюца обладают
своей выразительностью, своей мерой драматизма, которая в его художественной
концепции оказывается достаточно действенной и впечатляющей. Для того времени
такая цельная, последовательно строгая музыкальная концепция «страстей» имела
некоторые преимущества, например, перед оперной концепцией, поскольку в опере
действие постоянно тормозилось из-за ширящихся ариозных эпизодов. Вместе с тем
избранный род композиции не представлял в пассионах Шюца возможностей для
создания развитых музыкальных образов, для широкого музыкального выражения
чувств. Впрочем, Шюц по-видимому, и не желал сколько-нибудь оперной экспрессии
в трактовке евангельского текста. Это заслуживает особого внимания, ибо идет
вразрез с бурной перенасыщенной экспрессией немецкого барокко в литературе и
живописи той поры. Шюц предпочитал идти своим путем: он не дополнял
канонический текст лирическими вставками, его слушатели были призваны просто
внимать повести и драме «страстей» по евангелию, но не рыдать над страданиями
Христа и раскаянием Петра.
Предыдущая Следующая