Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Пассионы
Шюца создавались в поздние годы. Ему бесспорно принадлежат три произведения —
на тексты евангелий от Луки (1653?), от Иоанна и от Матфея (1666; «Страсти» от
Марка считаются спорными). Шюц, в отличие от Баха (в пассионах которого много
вольных поэтических вставок), строго придерживался евангельского текста, не испытывая,
видимо, ни малейшей потребности в добавлениях к нему. Он был и очень лаконичен
в своей музыкальной композиции, стремясь создать объективно-драматическое, а не
многоплановое лирико-драматическое произведение. Оперных форм композитор
решительно избегает Широких и замкнутых ариозных эпизодов в его пассионах нет
Слова Евангелиста, Иисуса (Петра, Иуды, Пилата и других)
472
переданы
псалмодически, вне метроритмической организации (ровными длительностями с
замедлениями на цезурах); слова учеников, первосвященников, толпы и т. д..
выражены репликами хора a cappella. Итак,
«страсти» Шюца выдержаны, казалось бы, в старой немецкой
хорально-псалмодической традиции. Однако, вслушиваясь в музыку, нельзя не заметить,
что эти строгие, скупые формы повествования-диалога обогащены изнутри рядом
выразительных средств, служащих углублению драматической силы пассионов. При
этом Шюц всегда соблюдает свою, особую меру драматизма — и объективности
выражения.
Псалмодическая
декламация, как правило, свободна у него от устойчивых оперно-речитативных
формул и ритмического беспокойства, интонационно еще связана с модальностью, а
ритмически зависит от церковной традиции произнесения текста. Вместе с тем
наиболее напряженные моменты повествования отмечены на общем фоне мелодической
активностью, широтой интонаций, даже распевностью важнейших фраз. С особой
отчетливостью это выступает в точках кульминаций, которые приходятся, согласно
смыслу пассионов, на последние слова распятого Христа. Сошлемся на пример
«Страстей по Матфею» и «Страстей по Луке». На всем протяжении партии Иисуса и
здесь и там ни разу не достигается мелодическая вершина, кроме единственного
исключения: оно связано именно с предсмертными словами на кресте. В пассионах
по Матфею эти слова (с повторениями) широко интонируются (в диапазоне октавы)
на пути к мелодической вершине (ре первой октавы), которая особо
выделена здесь, отдельные слоги распеваются, словом, вступает в силу напряженный
мелодизм вокальной партии. В «Страстях по Луке» предсмертные слова Иисуса
переданы совсем по-другому (они другие и у Евангелиста), иначе распеты, но
принцип единственной в партии мелодической вершины и интонационного выделения
данной фразы во всем контексте «Страстей» полностью соблюден и в этом случае
(пример 146). В
сравнении с пассионами Баха подобная мера драматизма кажется весьма скупой,
быть может, даже слабой. Но для Шюца этого достаточно: таков контекст, в
котором достигается драматическая вершина — сила ее строго взвешена именно в
относительном смысле.
Предыдущая Следующая