Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Помимо
всего прочего, тембры инструментов, их использование, их сочетания выполняют у
Шюца очень большую колористическую роль: в этом он наследует венецианской
хоровой школе. Вместе с тем вокальная мелодия несет у него непосредственно
-выразительные функции в связи со словом, с его речитацией или ариозным
«произнесением», с его полифонической «демонстрацией» в соответствующих
разделах композиции. При редкостно богатом стиле, изложения в симфониях Шюца
они
471
поражают
широтой круга возникающих и сменяющихся образов. Подобно духовным кантатам Баха
«Священные симфонии» далеки от фабульности иных крупных вокальных форм:
Духовные тексты в них трактуются обобщенно, всего лишь с упоминаниями о
событиях — как своего рода поводами для выражения высоких чувств благородной
скорби (то сосредоточенной, то патетически-мужественной, то
аскетически-суровой), торжественного ликования, умиротворенного просветления,
душевного подъема — по преимуществу, однако, без субъективных эмоциональных
акцентов и совсем вне мягкой чувствительности. В этой связи Шюца и не могли
привлекать какие-либо поэтические произведения на духовные, в частности
евангельские темы. Он предпочитал (как делал и Бах во многих случаях)
компоновать для себя тексты в непосредственной опоре на Библию — на псалмы, на
отдельные стихи и изречения.
Касаясь
последнего сборника «Священных симфоний», мы уже затронули явления, относящиеся
к третьему периоду на творческом пути Шюца. Впрочем, этот поздний период не
ограничен какими-либо одними определенными тенденциями. Напротив, былые тяготения
композитора, с одной стороны, к аскетически строгому, традиционно «объективному»
музыкальному письму, с другой — к большому многообразию и яркой колористичности
выразительных средств получают здесь свое почти единовременное воплощение,
одни в пассионах, другие в «Рождественской истории». Ни о каком ослаблении или,
тем более, угасании творческих сил Шюца в годы создания его последних ораторий
не приходится и думать: он не только двигался вперед, но и поднимался к.
вершинам творчества. Никогда раньше он не трудился с такой последовательностью
именно над крупными музыкальными формами, наиболее близкими по своей сути
духовной музыкальной драме. В сравнении с этими поздними произведениями
«История воскресения» (1623) и «Семь слов спасителя на кресте» (1645)
представляются отдельными далекими этапами создания оратории у Шюца. Они, однако,
вне сомнений, подготовили некоторые стороны последних композиций, например
трактовку хоров и ансамблей в «Рождественской оратории»,
речитативно-псалмодическую декламацию пассионов.
Предыдущая Следующая