Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
14 Мы уже встречались с тем, что «симфониями» были
обозначены инструментальные фрагменты в ранних операх, а несколько позднее
итальянские оперные увертюры. Внутри «Священных симфоний» Шюца и его ораторий тоже
есть инструментальные части, названные «симфониями».
470
Absalon», и более обширные, с отчетливым чередованием контрастирующих
разделов композиции.
В
известной мере этот жанр можно было бы уподобить кантате, но он как раз лишен
собственно камерных черт, а большая концертная кантата к середине XVII века еще не сложилась. С кантатой и канцоной-сонатой
своего и более позднего времени «Священную симфонию» Шюца роднит лишь понимание
большой композиции, уже тяготеющей ко внутренней цикличности, но еще ' не расчлененной
на замкнутые, завершенные композиционные единицы. Подобно канцоне-сонате
симфонии Шюца содержат ряд внутренних разделов, различных по тематике, темпу и
характеру движения, то фугированных, то ариозных, то хорально-аккордовых.
Нередко многое в общих рамках композиции объединяется возвращениями одной
характерной мелодической фразы или появлением интонационно сходных элементов
на расстоянии.
Удивительно
многообразны исполнительские составы, избираемые Шюцем для каждого отдельного
случая. Наряду с произведениями, написанными для баса с четырьмя тромбонами,
мы найдем у него симфонию для баса с двумя флейтами. Для сопровождения голосов
могут быть выделены, например, скрипка и фагот (кроме basso continuo); три фагота; корнет, тромбон и фагот и т. д.
Особенно разрастаются составы в третьем сборнике «Священных симфоний». В
отличие от более ранних произведений, здесь, помимо солирующих голосов,
участвуют хоры (с сопровождением и a cappella) и
множество различных инструментов. Некоторые симфонии предназначены для трех или
четырех хоров в сопровождении флейт, скрипок, тромбонов, фаготов, теноровой
гамбы, виолончели, органа. Другие соединяют сольные партии (например, альт,
тенор, бас) и хор при участии значительной группы инструментов. Примечательно
то равновесие, какое достигается Шюцем между вокальными и инструментальными
партиями: сочетая полифоническое изложение с ариозным, он предоставляет инструментам
большую свободу и самостоятельность — и вместе с тем может полностью выключить
их звучание ради хора a cappella. В сущности, инструменты
не «сопровождают» пение, а «концертируют» вместе с голосами, выполняя столь же
важную функцию в целом. Местами инструменты солируют, местами голос остается
только с basso continuo, часто голоса и
инструменты соединяются, то будучи противопоставлены как мелодия и
сопровождение, то совместно выполняя ту или иную полифоническую задачу или
концертируя на равных правах.
Предыдущая Следующая