Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
469
ной
трагическим монологам первых итальянских «драм на музыке», особенно «Орфея»
Монтеверди, с широтой, энергией и силой мелодического движения является
несомненной особенностью трагического монолога Шюца. Монолог из симфонии «Сын мой
Авессалом» не тождествен lamento: его
«ламентозность» суровее и героичнее, чем итальянские оперные «жалобы».
Драматической скорби этой «монологической» симфонии можно противопоставить
ликующее, «глориозное» начало большой симфонии «Buccinate in neomenia tuba» для двух теноров и баса в сопровождении корнета,
тромбонетты, фагота и органа. Собственно о «сопровождении» здесь можно говорить
только условно: голоса равноправны в имитационном складе как единый ансамбль.
Яркость образов в «Священных симфониях» из сборника 1629 года несет в себе
нечто почти театральное (как это уже намечалось у Джованни Габриели).
В
сравнении с этим «Священные симфонии», изданные в 1647 году, представляются
более сдержанными в своей эмоциональности и более скромными по исполнительскому
составу (ограничение инструментального ансамбля). Они написаны на немецкие
тексты. Быть может, как раз на исходе длительной войны композитор не
располагал в Дрездене большим выбором инструменталистов. Кроме того, Шюц в те
годы, как видно из его предисловия к «Духовной хоровой музыке» (1648), вообще
стремился к более строгому и сдержанному выражению эмоций, к большему самоограничению
в этом смысле.
Зато
третий сборник «Священных симфоний» (тоже на немецкие тексты), вышедший всего
тремя гадами позднее, то есть уже после войны, не только напоминает о
конкретной яркости образов и тембровой красочности первого сборника, но и превосходит
его богатством выразительных средств, широтой, свободой их выбора, необычностью
сочетаний. Словно композитор с наступлением мира вскоре перестал думать о
самоограничении, какое совсем недавно представлялось ему столь необходимым.
«Священные
симфонии» Шюца 1629—1650 годов являются дальнейшим самостоятельным развитием
вокально-инструментального духовно-концертного жанра, блестяще представленного
произведениями Джованни Габриели уже в 1597 году. Слову «симфония» Шюц еще не
придает специального значения, которое закрепится за ним лишь во второй
половине XVIII века. Для Шюца (как и для
венецианского мастера, его учителя) «симфония» — в древнем понимании
«созвучания» — произведение с участием инструментов, то есть, во всяком случае,
не вокальное a capella: более определенного
термина тогда еще не было 14. Среди «Священных симфоний» Шюца есть и
сравнительно небольшие по объему, подобные развернутому монологу, как «Fili mi,
Предыдущая Следующая