Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
468
другим,
никогда не повторяется и не терпит поражений. В этой «неповторяемости» он
близок Монтеверди и непосредственно напоминает Джованни Габриели с его
«Священными симфониями». Вместе с тем Шюц более чем кто-либо подготовляет
будущий синтетический вокально-инструментальный стиль Баха и Генделя,
соединяющий традиции монументального хорового (и оркестрового вместе) письма,
идущие от XVI века, с достижениями
монодической оперной ариозности в новом претворении.
«Священные
симфонии» Шюца целесообразно оценивать в совокупности, то есть имея в виду все три
их сборника (1629, 1647 и 1650 годов, в сумме 68 произведений). На характере и
составе сборников отразились, разумеется, время и условия их создания.
Первый
сборник возник под непосредственными впечатлениями второй поездки композитора в
Италию и содержит произведения на латинские тексты для одного, двух или трех
голосов в сопровождении инструментальных ансамблей разного состава. Здесь
чувствуются у Шюца как бы отголоски драматизма Монтеверди и одновременно
патетически-ораторской мелодики Джованни Габриели в его сольных партиях. Так, в
симфонии для баса, двух флейт (или двух скрипок) и органа (basso continuo) «Jubilate deo»
первые же широкие вокальные фразы, определяющие облик всего произведения,
особенно поражают своим размахом, своей силой и величием, подобно героическим
басовым партиям у Монтеверди (пример 144).
Глубокой
и драматичной скорбью проникнута симфония «Fili mi, Absalon» («Сын
мой Авессалом» — слова царя Давида, оплакивающего погибшего сына) для баса,
четырех тромбонов и органа (basso continuo).
После большого медленного вступления (четыре тромбона и орган) бас начинает
проникновенную мелодию на 3/1 в сопровождении одного органа. Она кажется сперва
размеренной и уравновешенной, но легкие хроматизмы и ход на уменьшенную кварту
обостряют ее выразительность... Затем бас переходит к патетическим возгласам, к
настоящему ариозо (новый раздел, 4/4, c
тромбонами), после чего тромбоны соло исполняют самостоятельную, более
оживленную «симфонию» — и все произведение заключается драматическим ариозо
баса, более широким, чем предыдущее, но тематически родственным ему (пример
145). На примере
этого последнего ариозного монолога хорошо видны и общие черты сходства с наиболее
драматичными оперными монологами итальянских авторов того времени и, вне
сомнений, — особенные свойства драматической выразительности Шюца. Вся симфония
выдержана в особо темном колорите, без просветления: бас, тромбоны, аккорды
органа. Найденные в начале ее «обострения» мелодии развиваются и в дальнейшем
движении (хроматизмы, уменьшенная кварта, уменьшенная терция), в то время как
мелодия ширится и выражение скорби приобретает мужественный, даже героический
оттенок. Это сочетание интонационной детализации, свойствен-
Предыдущая Следующая