Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Второй
период творчества Шюца, охватывающий последние 20 лет войны, включает два
сборника «Священных симфоний» (1629, 1647, всего 47 произведений, частично на
латинские тексты), две книги «Маленьких духовных концертов» (1636, 1639, всего
55 произведений на немецкие тексты), уже упомянутые мотеты в издании «Духовная
хоровая музыка» и еще некоторые сочинения. Здесь внимание композитора
концентрируется как бы на двух ответвлениях синтетического вокально-инструментального
искусства: на более масштабных и многозвучных «симфониях» — и на более камерных
«маленьких концертах». И те и другие произведения свободно и очень широко
соединяют традиции вокального и вокально-инструментального письма XVI века — не только с признаками монодии с
сопровождением, но порой с ариозностью почти оперного плана.
«Маленькие
духовные . концерты» написаны для одного, двух, трех, четырех или пяти голосов
(не хора!) и basso continuo. В отличие от
хоральных песен-псалмов («Псалтырь по Корнелиусу Беккеру») с их хоровой
основой, «маленькие концерты» являются собственно камерными произведениями для
ансамблей солистов в сопровождении клавишного инструмента (орган, клавесин).
Вместе с тем стиль изложения в них не ограничен каким-либо единообразием. Здесь
и плавное ансамблевое голосоведение палестриновской традиции, и вокальные
фиоритуры оперного происхождения, и декламационно-ариозный склад. Некоторые
концерты являются камерными полифоническими ансамблями (дуэты, трио), другие же
близки выразительной напевной декламации, но не чисто оперного склада, а с
элементами псалмодии. При жизни Шюца «маленькие концерты» пользовались
популярностью: музыка их была не столь трудна для исполнения и восприятия, как
музыка других его сочинений, а немецкий язык способствовал доступности.
«Священные
симфонии» — отнюдь не камерная, а именно концертная духовная музыка, наиболее
богатая у Шюца по образному строю, по выбору средств выразительности, по
удивительному многообразию композиционных и колористических решений. Нет у него
единого типа «священной симфонии», нет даже стремления к какой-либо типизации в
огромном ряду произведений. Как будто бы, извлекая из обширной системы
синтетического вокально-инструментального письма бесконечное множество
«вариантов» в соединении голосов и инструментов, в выборе музыкального тематизма
и характера изложения, подчиняя свой выбор всякий раз новому образному замыслу,
композитор находит одно решение за
Предыдущая Следующая