Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Одновременно
в этом же периоде Шюц обнаруживает стремление обогатить традиционный мотетный
склад достижениями многохорного вокально-инструментального стиля, который
пленил его в Венеции. «Псалмы Давида вместе с несколькими мотетами и
концертами» (1619) представляют собой крупные композиции для больших вокальных
составов в сопровождении basso continuo
или инструментального ансамбля с выписанными («облигатными») партиями. И
масштабы этих произведений, и полифоническое мастерство, и внутренние контрасты
разделов в ряде образцов, и тенденция к многокрасочности тембров — все здесь
произвело большое впечатление на современников и свидетельствовало, казалось
бы, об отходе автора от строгого стиля полифонии a cappella. На деле, однако, Шюц никогда не отходил от него
полностью. Много позднее, испытав различные возможности
вокально-инструментального состава, он опубликовал сборник «Духовная хоровая
музыка» (1648), куда вошли мотеты разных лет, выдержанные по преимуществу в
стиле a
cappella (или в немногих случаях с
подчиненными инструментальными партиями) Вдобавок композитор заявил в
предисловии, что он стремится к строгости письма (полифония a cappella, протестантский хорал) к верности национальным немецким
традициям и к большей объективности общего выражения, то есть, иными словами,
при-, дает программное значение этому своему труду.
Возвращаясь
к первому периоду творческой деятельности Шюца, напомним также, что сюда
относится и его единственная опера — утраченная «Дафна» на немецкий текст
Мартина Опица. Из этого следует, что уже тогда, отталкиваясь от традиционного
хорового склада, композитор одновременно пробовал свои силы в новом жанре и
новом для него стиле музыкального письма. Если же обратиться к еще более ранней
«Истории воскресения», то
467
станет
ясно, что там старонемецкие традиции музыкального оформления ранней «духовной
истории» соседствуют с применением некоторых новых приемов изложения (basso continuo).
Таким
образом, еще до второй поездки в Италию Шюц широко опирался на хоровые традиции
XVI века (причем как строго полифонические, так и
хоральные), сочетая с ними «прорывы» к новому стилю и новым жанрам.
Предыдущая Следующая