Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
творческом пути Шюца можно различить три крупных периода в зависимости от
преобладавших у него интересов к определенным жанрам и отчасти к тому или
иному стилю музыкального письма: от первой публикации мадригалов (1611) до
«Псалтыри по Корнелиусу Беккеру» (1628); от второй поездки в Италию и первого
сборника «Священных симфоний» (1629) до конца Тридцатилетней войны; от третьего
сборника «Священных симфоний» (1650) до последних произведений 1660-х годов.
Разумеется, есть и внутренние связи между сочинениями разных периодов. Так,
например, ранняя «История воскресения» как бы издалека предсказывает большую
группу «духовных историй» последних лет. Порой в более поздних сочинениях мысль
композитора словно возвращается к творческим предпочтениям, характерным для
предшествующего периода. Иными словами, в этой периодизации не должно быть
схематизма, тем более что далеко не все подробности творческой жизни Шюца дошли
до нашего времени.
Отнеся
к первому периоду сочинения 1611 —1628 годов, мы объединяем здесь и менее
зрелые, скорее подготовительные композиторские опыты (поскольку они единичны),
и то, что написано уже сложившимся, зрелым мастером. Для большинства этих произведений
Шюца характерно предпочтение традиционного хорового склада — мадригального,
мотетного или хорального, то a cappella, то в
сопровождении basso continuo. Сборник мадригалов
1611 года засвидетельствовал окончание для композитора итальянских «годов
учения». 18 пятиголосных мадригалов на итальянские поэтические тексты написаны
Шюцем в традиционном складе a cappella, хотя
как раз в те годы итальянский мадригал уже Поддавался воздействию новых
течений. Одно произведение из этого же
466
сборника
— двуххорное, в чем можно видеть воздействие венецианских творческих образцов.
В дальнейшем, насколько известно, Шюц не возвращался к жанру мадригала.
В
1625 году, после ряда других произведений, Шюц опубликовал большой сборник
«Священных песнопений» — 40 четырехголосных мотетов для хора и basso continuo (как обычно, с латинскими текстами). Развитого
инструментального сопровождения здесь еще нет, но нет и чисто полифонического
склада. Эмоциональная выразительность, даже порой драматизм потребовали
преодоления строгости письма, и введение цифрованного баса, подчеркнув
гармонию, нарушило сплошное полифоническое движение. Несколько лет спустя
«Псалтырь по Корнелиусу Беккеру» (1628) была Выдержана в аккордовом харальном
складе (тоже четырехголосный хор и basso continuo) и давала образцы новой, по существу бытовой духовной музыки, широкодоступной,
на немецкие тексты. Строгая простота мелодии, удивительная гармоническая
зрелость, четкая завершенность и расчлененность формы предвосхищали
классические хоральные гармонизации Баха.
Предыдущая Следующая