Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Для
всего творчества Шюца в целом характерен последовательный выбор определенной
тематики и круга жанров — при необыкновенно широком их истолковании, свободном
не только от какой-либо канонизации, но и от явных типизирующих тенденций.
Известно, что Шюц писал одни лишь вокальные сочинения. Этим, однако, мало что
определяется: у него есть произведения для вокального состава a cappella, для голосов в сопровождении инструментов, для вокально-инструментального
ансамбля при равноправии исполнительских сил, для псалмодирующего голоса и хора
в хоральном складе. И традиции, и перспективы здесь очень различны:
классическая хоровая полифония строгого письма, протестантский хорал,
итальянский мадригал, церковная псалмодия, венецианское многохорное письмо при
участии инструментов, оперная монодия с сопровождением. Такого охвата не знал
в XVII веке, пожалуй, ни одни композитор: от стариннейшей
псалмодии — до «нового стиля», от звукового аскетизма до многозвучной
красочности. По существу, в вокальной музыке Шюца господствуют то чисто
вокальные закономерности при зависимости от словесного текста (псалмодия,
монодия с сопровождением), то закономерности вокально-инструментальных жанров,
приближающиеся к принципам старинной канцоны-сонаты. Из числа вокальных
произведений Шюца выделяется особая группа сценических или
внутренне-драматических произведений: единственная опера, единичные
аллегорические придворные балеты с пением, оратории («История воскресения»,
«Рождественская история»), пассионы. В отличие от большинства современных
композиторов
465
Италии
и Франции для Шюца духовная драма стала много важнее светской, то есть оперы.
И в этом смысле он предвещает Баха с его пассионами.
По
широте и значительности воспринятых художественных традиций Шюца естественно
сопоставить с Монтеверди и Пёрселлом. Однако он весьма отличен от того и
другого в их развитии. Монтеверди на протяжении всей долгой жизни двигался к музыкальной
драме и делал новые открытия на ее пути. Пёрселл шел от драматического театра с
музыкой к опере и одновременно разрабатывал новейшие инструментальные формы.
Шюцу многое было, надо полагать, доступно в сфере музыкальной композиции, но он
явно предпочитал не оставлять хоровые жанры старинной традиции ради «нового
стиля», а как бы обновлять их изнутри, сочетая старое и новое в музыкальном
письме. Техника его была всеобъемлюща: он владел полифонией строгого стиля и
превыше всего ценил ее, одновременно будучи глубоко увлечен более свободным и
красочным полифоническим письмом венецианской школы. Вместе с тем
Шюц-полифонист тонко чувствовал гармонический склад протестантского хорала,
мог ограничиваться одноголосием стариннейшей традиции, хотя и проявлял живой интерес
к новому ариозно-речитативному стилю.
Предыдущая Следующая