Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Судя
по всему, что сохранила история о личности Шюца, его помыслы, занятия и
интересы были полностью сосредоточены на музыкальном искусстве, как на
творческих проблемах, так и на. повседневных заботах о самом существовании
музыки, об организации и росте музыкальных сил. Дожив до глубокой старости,
Шюц испытал тяжелые и глубокие потрясения, выпавшие на долю его страны, но не
утратил ясности ума, творческих сил и твердого самообладания. Было что-то почти
подвижническое в этой серьезной, сосредоточенной в трудах жизни, в неизменно
строгом, истовом отношении к собственному творчеству — вне всякого художнического
субъективизма и какой бы то ни было погони за модой. Несомненно, Шюц был
глубоко заинтересован новыми течениями в современном музыкальном искусстве;
его время от времени привлекала работа над мадригалом, оперой, балетом. Но все
это он оставлял ради главной области творчества — духовной музыки.
В
самом душевном складе композитора, как и в его внешнем облике естественно было
бы искать черты коренного немецкого мастера, погруженного в работу для церкви.
Между тем по роду своих обязанностей Шюц постоянно находился в светском, даже
аристократическом обществе, среди высшей знати отнюдь не только немецкого
происхождения. Согласно моде своего времени он именовал себя также Saggittarius, латинизируя фамилию Schütz (Schütz —стрелок — Saggittarius). По
манерам он не мог не стать истинно светским человеком, а по внешнему облику был
настоящим европейцем, абсолютно лишенным черт провинциализ-
464
ма:
таковы его портреты. Да и неверно было бы думать, что он замкнулся в области
духовной музыки: слишком много нового, современного — несмотря ни на что — он
внес в ее жанры.
Умер
Шюц в Дрездене 6 ноября 1672 года. За два года до кончины он обратился к своему
любимому ученику Кристофору Бернхарду с просьбой написать заупокойный
пятиголосный мотет на текст псалма «Deine Rechte sind mein Liad in meinem Hause».
При
жизни воздействие сильной личности Шюца постоянно ощущалось современниками. У
него были и прямые ученики среди немецких композиторов, которыми он руководил в
капеллах. Но за Шюцем не последовала в Германии определенная творческая школа.
Как и у Монтеверди, у него не оказалось непосредственных продолжателей. Это
связано с особенностями исторического положения Шюца в отношении к
музыкальному прошлому — и к будущему. Новые поколения немецких композиторов на
рубеже XVII— XVIII веков
"находились уже в ином историческом положении, и, соответственно, вкусы их
сложились иными. Так или иначе сочинения Шюца после его смерти не пользовались
популярностью в Германии, и Бах, столь ревностно изучавший музыку прошлого и
настоящего, по-видимому, не знал их, даже находясь в Лейпциге и часто посещая
Дрезден. Тем удивительнее, что Шюц более, чем кто-либо другой, внутренне близок
Баху, что он-то и является истинным предшественником великого лейпцигского
кантора.
Предыдущая Следующая